Архиерейский Собор упорядочил систему наград Русской Православной Церкви
Выстроить систему служебных поощрений и церковных наград призвано принятое 5 октября Архиерейским Собором «Положение о наградах Русской Православной Церкви». Как пояснили корреспонденту ИТАР-ТАСС в Московском патриархате, в большинстве случаев речь идет не о введении новых, а упорядочении уже имеющихся в системе вознаграждений РПЦ МП за соответствующие особые заслуги или достойное служение как священнослужителей, так и мирских лиц. Согласно докладу Управляющего делами Московского патриархата митрополита Калужского и Боровского Климента, в РПЦ МП — 20 орденов и медалей, названных именами святых, и один орден «Славы и чести», которым награждаются главы государств, правительств и церквей. Высшей наградой РПЦ МП является орден святого апостола Андрея Первозванного — первый русский орден, учрежденный еще Петром I за военные подвиги и государственную деятельность. Как церковная награда он был учрежден в год 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Церковь особо чтит Андрея Первозванного, который, согласно летописи, первым принес христианскую веру в пределы нашего Отечества. Награда изготовлена из серебра с позолотой и украшена фианитами, синтетическими рубинами и ростовской финифтью. К высшим наградам относится и орден святого равноапостольного великого князя Владимира, учрежденный в 1957 году к 40-летию восстановления патриаршества в России. Его особенность в том, что им в основном награждаются главы и иерархи Поместных Православных Церквей. Среди церковных наград есть орден святой равноапостольной княгини Ольги, которым поощряются только женщины. Орден святого Трифона вручается за деятельное участие в борьбе с наркоманией и алкоголизмом. На днях, 1 октября 2004 года, учрежден орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского, которым отмечаются воинские заслуги, проявленные в годы Великой Отечественной войны, а также при защите Отечества. Специальные церковные (так называемые иерархические) награды служат для поощрения только священнослужителей. Это, прежде всего, элементы облачения, несущие духовное значение. Среди них — богослужебные головные уборы, жезлы и посохи (знаки власти над подчиненными), кресты с украшениями, панагии (наперсные иконы). Любопытно, что среди других знаков отличий есть палица — своего рода «меч духовный» священнослужителя, выполненный из ткани и навешиваемый через плечо. ИТАР-ТАСС / Русская линия