К церковному музыкальному творчеству следует применять жёсткие требования, заявляет клирик Саратовской епархии
Православная небогослужебная музыка должна получать квалифицированную оценку и критику, в противном случае этот жанр церковного искусства может превратиться в обычную «поп-культуру». Об этом заявляет издание Саратовской епархии Русской Православной Церкви «Православная вера». Сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии о. Александр Ионов задаёт читателям со страниц газеты вопрос: «Не будет ли стиль „а ля храм“ для православного люда душевреднее обычной попсы?» Священник призывает слушателей «учиться отделять благие цели, таланты и умения от конъюнктуры, претензий и халтуры». В кратком обзоре «церковной сцены» о. Александр предлагает читателям задуматься о творчестве таких признанных исполнителей, как иеромонах Роман (Матюшин), покойный архидиакон Роман (Тамберг), певица Жанна Бичевская. По мнению критика, несмотря на то, что о. Роман является автором песен, ставших «почти народными», не вся его лирика соответствует этому уровню, «многие песни, кажется, написаны только для того, чтобы заполнить пустующее место на очередной кассете». Жанна Бичевская, исполнив первый сборник о. Романа, многое сделала для его популярности. Певица с большим воодушевлением окунулась в церковно-патриотическую тематику, но собственные её произведения с каждым новым альбомом всё сильнее относит в «околоправославную маргинальность». «Говорят, первый блин комом, а тут получилось наоборот», — констатирует критик. Как он полагает, слова Бичевской насчёт «предателей-архиереев» ведут прямо в раскол. Лучшим альбомом трагически погибшего в 1998 году архидиакона Романа стал его первый диск под названием «Русь называют святою», выходящие посмертно записи («Дорога», «Праздник») — сыроваты и менее ярки. Людмила Кононова из Кирова всего лишь продолжает, по мнению критика, традицию городского романса. Петербургский священник Олег Скобля пишет «скучно-правильные агитки». Гусляр Андрей Байкалец представляется музыкантом средней руки, чьи произведения — не шедевры, но для сопровождения фильмов и спектаклей «сгодятся». Высокой оценки заслужило у о. Александра Ионова творчество московского ансамбля «Сирин», реконструирующего древнерусские песнопения. Однако в России он выступает редко, диски выпускает только за границей и почти неизвестен за пределами столицы. blagovest-media.ru