В рамках Рождественских чтений состоялось заседание секции «Православная Церковь и культура»
Главная тема XII Рождественских чтений — «Новомученики и исповедники Российские» — оказалась актуальной и для участников секции «Православная Церковь и культура», заседание которой состоялась 29−30 января в рамках чтений в помещении Литературного музея на Петровке. Встречу проводили сопредседатели — главный редактор православного радио «Логос» Валентин Никитин и заместитель директора Института мировой литературы Виктор Гуминский. В первый день конференции прозвучал доклад преподавателя Российского государственного гуманитарного университета Ильи Семененко-Басина «К истокам почитания новомучеников Российских». В деяниях Поместного Собора Русской Православной Церкви (РПЦ) 1917−1918 гг. исследователь нашел материалы, свидетельствующие о том, что церковное почитание жертв гонений на Церковь началось практически сразу после их гибели. Так, уже на первой сессии Собора особых посмертных почестей удостоился протоиерей Иоанн Кочуров, настоятель храма св. Екатерины в Царском Селе, убитый в 1917 году — первая жертва большевиков из числа духовенства. На расправу над старейшим иерархом Российской Церкви митрополитом Киевским Владимиром (Богоявленским) в 1918 году Собор отреагировал панихидой и памятным заседанием, посвященным первому новомученику из иерархов. Дата его гибели — 25 января (ст. стиля) именно на Соборе в 1918 года была впервые определена как дата церковного поминовения всех новых страдальцев за веру, составлена особая церковная служба. По словам докладчика, отцы Собора проявили «особую ответственность веры» и заложили «канонические и богословские основы» почитания новомучеников в России. Большой интерес участников конференции вызвал доклад доцента МГУ Андрея Зелинского «Сакральное время и православный календарь», в котором утверждается, что менять календарь с юлианского на григорианский «не только бессмысленно с научной точки зрения, но и вредоносно с литургической». Как считает ученый, юлианская пасхалия всегда сохраняет последовательность евангельских событий, т. е. Воскресение всегда в этой системе отсчета следует за пятницей иудейской Пасхи — днем казни Христа. Григорианский стиль «полностью нарушает эту последовательность». Докладчик, которого Священный Синод Русской Православной Церкви уже привлекал однажды в качестве консультанта при рассмотрении календарной проблемы, надеется, что наш календарь останется нерушимым «как охранительная система, как спасательный круг». Имеет ли культура «абсолютную ценность для спасения»? — этот вопрос был поставлен в докладе протоиерея Вячеслава Резникова. Священник считает, что Православие нельзя сводить только к православной культуре, а творчество как самовыражение для христиан является соблазном. В этом ключе он проанализировал творчество Достоевского, Толстого, Гоголя и других. Как сообщает «Благовест-инфо», на конференции выступили также Борис Тарасов («Христианская философия Ф.И. Тютчева»), Юрий Стракач («О всемироном значении православной культуры»), Алексей Смирнов («О христианской топонимике Москвы»), Андрей Миронов («Взаимоотношения науки и религии: техноэтический аспект»), Андрей Никитин («Инок Иларион и начало русского летописания») и многие другие. Седмица.Ru