Великий итальянский поэт Данте Алигьери умер в 1321 году — в том самом году, когда он воплотил до конца грандиозный замысел «Божественной комедии». Это произведение, ставшее одним из шедевров мировой литературы, было рассчислено им с математической точностью «Божественная комедия» описывает путешествие поэта в потустороннем мире и состоит из трех частей — «Ад», «Чистилище», «Pай». Деление на три части не случайно. В связи с христианской идеей Божественной Троицы число 3 еще со cредних веков становится символом божественности и святости. Особая значительность числа 3 определяет еще более насыщенный символический подтекст числа 9. Ведь 9 — это, как тогда говорили, квадриум, или, как мы сейчас говорим, квадрат числа 3, то есть 3 повторило себя в нем трижды. Значит, 9 еще более выпукло и интенсивно выражает символ, заложенный в числе 3. В каждой из трех частей «Божественной комедии» 33 песни. Итак, 33×3. В этой записи 3 повторило себя трижды. Конечно, это тоже знаменательно. К этим 99 песням Данте добавляет еще одну вступительную, и общее количество песен получается 100. А 100 — это квадрат, или, по-средневековому, квадриум числа 10, которое было символом совершенства, законченности. Таким образом, «Божественная комедия» Данте оказывается выстроенной и в троичной системе, символизирующей божественность, и в десятичной системе, символизирующей совершенство. Точно рассчитано в «Божественной комедии» появление Беатриче, земной возлюбленной Данте, которая наряду с античным поэтом Вергилием становится его проводником в загробном мире. Она предстанет перед читателем во 2-й части — здесь важно, что это центральная из трех частей. Этому событию посвящена 30-я песнь второй части. 30 = 3×10 — понятно, что это не случайное число. Но если считать песни не от начала второй части, а от начала всего произведения, то получится, что Беатриче появилась в 64-й песне (1-я вступительная песнь, 33 песни первой части и 30 песен второй части). 64 — замечательное число, потому что составляющие его цифры в сумме дадут 10 (6 + 4 = 10). Оно замечательно и по другим подсчетам. Перед этой, 64-й песнью в произведении 63 песни, а после нее — 36. Каждое из этих чисел образовано цифрами, которые в сумме дают тоже значительное число — 9. Тридцатая песнь «Чистилища» — действительно смысловой центр произведения. Она находится в точке деления поэмы на две части по принципу, известному еще древним античным мастерам, — принципу «золотого сечения». Это еще больше подчеркивает важность описанного в этой песне. Поэма написана в специальном стихотворном размере, трехстрочными строфами, которые называются терцинами. Понятно, что и этот размер введен писателем не случайно: символика троичных измерений произведения просматривается и на этом уровне. Сам Данте назвал свою поэму просто «Комедией» — в его времена так называли произведения с неблагополучным началом, но счастливым концом. А эпитет «божественная» (в значении «замечательная», «превосходная») добавили позднее почитатели таланта Данте. Этим названием автор как бы обозначил исход и завершение великого и верного пути человеческого духа: от мрачного неблагополучия греховности и сомнений к счастью истины и светлого идеала.