Глава Мордовии принял участие в эрзянском языческом празднике и жертвоприношении и присвоил ему статус государственного
Языческий праздник эрзян «Раськень Озкс» (народное моление) прошёл 10 июля в селе Чукалы Больше-Игнатовского района. В середине июня глава Мордовии Николай Меркушкин издал указ о присвоении ему республиканского статуса. Документ предусматривает выделение из бюджета средств на проведение праздника. Организатором мероприятия выступил Фонд спасения эрзянского языка им. А.П.Рябова. По словам одного из руководителей общественной организации Григория Мусалёва, на праздник прибыли порядка трех тысяч человек, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Оренбурга, Ульяновска, Пензы, Казани и других городов. Среди гостей были не только эрзяне, но и другие представители финно-угорской группы — мокшане, эстонцы, саамы, коми, карелы, удмурты, марийцы. «Раськень Озкс» посетил и глава республики Николай Меркушкин, чтобы поздравить его участников с праздником. Как в сознании главы Мордовии сочетается одновременное участие в языческом празднестве и православных богослужениях, он не объяснил. Собравшиеся вошли на священный курган — мар — и вознесли молитвы верховному богу-творцу Инешке Паз. Для церемонии организаторы изготовили «штатол» — огромную восковую свечу весом 300 килограмм и высотой 3 метра — родовой символ надежды и воли. На восходе солнца был заколот жертвенный бык, и желающие участвовали в ритуальной трапезе поминовения пращуров. В рамках церемонии состоялся даже обряд общения с умершими предками. Согласно эрзянским традициям, за ритуальной трапезой некто внешне похожий олицетворяет и представляет покойного за столом, а также может говорить от его имени. Таким образом покойный как бы воскрешается на время из царства мертвых. Артисты Национального мокша-эрзянского театра представили в гриме и костюмах легендарных вождей эрзянского народа — Тюштю, Пургаса, Алабугу; сподвижников Степана Разина — Акаяя Боля и Алёну Арзамасскую; Кузьму Алексеева, пытавшегося возродить эрзянские культы в XVIII веке и казнённого при подавлении эрзянского восстания; героя гражданской войны Василия Чапаева, видного учёного Анатолия Рябова, репрессированного в 1937 году, скульптора Степана Эрьзю и других деятелей эрзянского народа. Предыдущий «Раськень Озкс» состоялся в 1999 году. Обрядово-ритуальное действо энтузиасты возобновили после 370-летнего перерыва. Как утверждает Григорий Мусалёв, традиционная религия эрзян является почти монотеистической, Инешке Паз — единственный бог, все прочие фигуры пантеона — его сотворённые помощники. Древние эрзяне собирались на моление по необходимости: раз в 30−40 лет, в случае исключительной угрозы, чтобы испросить защиты у «высших сил» и предков. По словам устроителей, в этот раз удалось исполнить не все необходимые обряды. Это произошло из-за нехватки финансирования, поскольку деньги оказались перечислены несвоевременно. Тем не менее большую помощь в организации праздника оказала администрация Больше-Игнатовского района. Согласно указу главы Мордовии, статус республиканского и соответствующее финансирование получили также мокшанский праздник «Акша келу», татарский «Сабантуй», а также День славянской письменности и культуры. Благовест-инфо / Седмица.Ru