Проблемы ислама обсуждались на конференции в РАГСе
«Проблемы интеграции мусульманских сообществ в западное общество: российский исторический опыт и опыт зарубежных стран» — такая тема была выбрана для обсуждения на последней сессии конференции «Религия в современных политических процессах», которая состоялась 21 февраля в Государственной академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС). Заседание секции вели сопредседатель Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России Фарид Асадуллин и профессор католического университета в Лувене (Бельгия) Рик Торфс. Доклад о месте ислама в российской цивилизации был сделан доцентом кафедры религиоведения РАГС Лемой Башировым, который утверждал, что в России есть «уникальный опыт мирного сосуществования» двух мировых религий — ислама и христианства. Основная часть доклада была посвящена «особой толерантности и веротерпимости» Золотой Орды, которая, по словам автора, создавала наиболее благоприятные условия для развития Русской Православной Церкви. Выступавший подчеркнул, что российская цивилизация — это «продукт двух конфессий», и призвал адекватно оценить вклад ислама в формирование российской культуры и государственности. Об эволюции политических исламских организаций за последние 15 лет в России и странах СНГ рассказал старший научный сотрудник Института этнологии РАН, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев. Первые подобные организации носили сначала национальный характер, а потом приобретали конфессиональный оттенок. Некоторые из них, например, Татарский общинный центр (Казань, 1989 г.) и Исламская партия возрождения (Астрахань, 1990 г., Гейдар Джемаль), по оценке автора, дали начало многим радикальным исламским движениям, а последняя — «сильно осложнила ситуацию» в Дагестане и Карачаево-Черкесии. Начиная с 1995 года, мусульманские партии стали «более цивилизованными»: в докладе была проанализирована деятельность Союза мусульман России, движения «Нур» и других, а также персональная политическая эволюция «одной из удивительных фигур российской политики» — Абдул-Вахед Ниязова. В заключение доклада был сделан вывод о том, что, в силу неоднородности российского ислама, в ближайшем будущем не может появиться какая-либо одна исламская партия. Проблемам правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Центральной Азии посвятил свое выступление профессор Адилетской школы права (Казахстан) Роман Подопригора. По его мнению, в этом регионе «ислам и политика четко разделены». Американская исследовательница Элизабет Сьюил, заместитель директора международного центра изучения религии и права Университета Бригама Янга, проанализировала вопросы интеграции мусульманского сообщества в американском обществе. Проблемы столкновения различных традиций, неоднородности исламского сообщества, дискриминации мусульман, особенно усилившейся после 11 сентября, — таковы основные моменты доклада. Исследовательница полагает, что американская светская политическая система обладает внутри себя такими ресурсами, которые потенциально позволяют ей включить и адаптировать социальные группы, не разделяющие ее ценностей. Выступая в дискуссии, специалист по исламу профессор Александр Игнатенко подчеркнул, что сейчас не имеет смысла говорить об исламе в целом. «Не существует какого-либо одного ислама», — отметил он. Необходимо каждый раз анализировать особенности конкретных мусульманских течений и их взаимоотношения, считает профессор. Ведущий сессии Фарид Асадуллин отметил также, что ислам надо рассматривать «как процесс». Подход же к исламу как к «вызову или угрозе загоняет проблему в прокрустово ложе исламофобской рефлексии». Работа конференции завершилась заседанием круглого стола, на котором было продолжено обсуждение проблем интеграции мусульманских сообществ. Благовест-инфо / Седмица.Ru