В Москве проходит выставка старинных рождественских открыток
В пестрый волшебный мир рождественских чудес и новогодних потех погружает выставка «Сказочный мир открыток» развернутая во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Свои сокровища здесь показывают московские филокартисты Елена и Савелий Шиманко, Виктор Петраков и Арсен Мелитонян, к которым присоединился живущий в Нью-Йорке Ростислав Полчанинов. Тематика Рождества и просто зимних мотивов воплощена прежде всего в образах детей, которые в основном и являются героями старинных открыток. В экспозицию вошло 160 цветных почтовых карточек, по преимуществу выпущенных до 1917 года. Но есть и открытки, каких большинство россиян не видело никогда: те, что печатались в эмиграции. Традиция поздравлять друг друга с «русским Рождеством» там сохранялась свято, служа связующим звеном для разбросанных по городам и весям соотечественников. В эмигрантской среде славился художник-открыточник ротмистр Подушкин, чьи работы во множестве собраны в коллекции Виктора Петракова. Об этом рассказала организатор выставки Елена Шиманко. Пока никто не знает точно, в каком году в России возникла мода на поздравительные открытки. По предположению историков, первая русская открытка вышла в 1869 году, пояснила Шиманко. Зато достоверно известно, что художественные открытки, в 1,5 раза меньше современных, впервые начали делать в Австро-Венгрии, затем в Германии и лишь потом в России. Одним из первых издателей русских открыток была «Община Св. Евгении», затем их стали выпускать и светские издательства. Рождественские и новогодние открытки рисовали многие художники, например, Владимир Лебедев или Борис Зворыкин. Чрезвычайно популярны были образы крестьянских детей в «русском стиле», немного сентиментальные — издатели открыток черпали их из акварели знаменитой Елизаветы Бем /одной из первых в России профессиональных художниц/. Несущие рождественскую елку или играющие на льду дети по числу на выставке могут соперничать только с ангелами и волхвами. Атмосферу России столетней давности помогли воссоздать предметы быта конца XIX-начала XX века из фондов музея. Прекрасным дополнением для старинных открыток служит коллекция кукол, изготовленных в Зеленоградской детской изостудии «Светлица». РИА «Новости»