В Москве открывается выставка «Известная и неизвестная Зинаида Серебрякова»
Прославленная русская художница из числа упорных тружеников, чье становление произошло на сломе эпох — незадолго до 1-й Мировой войны и революции, станет героиней выставки «Известная и неизвестная Зинаида Серебрякова». Во вторник экспозиция, где собраны картины и рисунки истинной звезды из плеяды мастеров Серебряного века, открывается в столичной галерее «Дом Нащокина». На выставку собрано более 70 произведений Серебряковой из 10 музеев России. В их числе — Русский музей, Третьяковская галерея, Пушкинский музей и Музей семьи Бенуа в Петергофе. Представлены и собрания Рыбинска, Новосибирска и Нижнего Тагила. Ряд работ Серебряковой, никогда прежде не выставлявшихся, предоставили частные коллекционеры. Дополнительные штрихи к образу мастера, известного прежде всего картиной «За туалетом. Автопортрет» 1909 года, хранящейся в Третьяковке, добавят семейные фотографии, документы, письма и открытки, а также воспоминания современников. Классическая ясность и гармония, благородство и изысканность — неотъемлемые черты искусства Серебряковой, участницы творческого объединения «Мир искусства». За свою долгую жизнь /1884−1967/ художница пережила немало утрат и разочарований, но никогда не изменяла мощному и мажорному собственному стилю. Дочь скульптора Евгения Лансере, племянница зодчего Леонтия Бенуа, равно как живописца и историка искусств Александра Бенуа, Зинаида Серебрякова принадлежит к знаменитой художественной династии Кавос — Лансере — Бенуа, восходящей к Франции 18-го века. В молодости она много путешествовала, делая пейзажные этюды; писала великолепные портреты современников, преимущественно творческой интеллигенции, и многофигурные композиции. Как мастер жанровых сцен с даром монументалиста Серебрякова прославилась в 1910-е годы полотнами «Баня» и «Беление холста». Не случайно ее пригласили к участию в оформлении интерьера Казанского вокзала в Москве — до Октября 1917 года она успела выполнить эскизы 4-х аллегорических панно. Немало выразительных пейзажей и натюрмортов созданы в имении Нескучное под Курском, а после разгрома родового гнезда и смерти мужа — в Харькове и Петрограде, где Серебрякова в основном работала для театра и делала портреты балерин. Множество раз писала она и лица своих четверых детей — то вместе, то порознь; особенно известен групповой портрет «Карточный домик» трагического для семьи 1918 года. Так случилось, что со старшими детьми художница разлучится на долгие 40 лет. Лишь в годы оттепели они смогут навестить мать в Париже, куда она эмигрировала в 1924 году; туда же вскоре переехали ее сын Александр и дочь Екатерина Серебрякова-младшая. До сих пор потомки художницы живут во Франции, и совсем недавно ее имя вновь прогремело в Европе: на одном из аукционов «Сотбис» за рекордную сумму был продан холст Серебряковой «Русская баня». РИА «Новости» / Православие.Ru