25 ноября в московском здании общества «Мемориал» прошел семинар «Украинская греко-католическая церковь — преодоление мифа», организованный Институтом изучения религии в странах СНГ и Балтии Николая Митрохина, при поддержке фонда Генриха Белля. В семинаре приняли участие ряд униатских богословов и религиоведов из Львова и Киева. В зале заседания присутствовали три десятка слушателей, тщательно подобранных организаторами семинара. С основным докладом «Русское православие и украинский Греко-католицизм: между взаимным отторжением и неизбежностью перемен» выступил проректор Львовской богословской академии и Львовского католического университета, директор Института религии и общества Мирослав Маринович. В своем докладе известный львовский религиовед анализировал основные причины нынешнего противостояния православных и униатов в Галичине. Этой же теме в разных ее аспектах были посвящены и другие доклады. В частности ректор Дрогобычского епархиального катехизического института УКГЦ о. Мирон Бендик посвятил свое выступление перспективам патриаршества в УКГЦ. Накануне на эту же тему во Львове высказался глава украинских униатов кардинал Любомир (Гузар), заявивший, что «Ватикан изучает практические шаги, которые должны будут быть предприняты, в том числе на экуменическом поле, чтобы объявить главу Украинской Греко-Католической церкви патриархом». «Я думаю, что кое-какие подвижки есть», — сказал кардинал 20 ноября в Ватикане на встрече Конгрегации Восточных Церквей. «Соответствующие исследования были проведены, ибо это — очень тонкий вопрос, который может вызвать сильную отрицательную реакцию Православных Церквей, если не дать им объяснений и не обсудить это с ними», — сказал кардинал Гузар. Благое намерение организаторов московского семинара по «преодолению мифов» в отношении униатской церкви, к сожалению, не достигло своей цели. И в основном докладе, и в развернувшейся дискуссии представители УКГЦ сами не избежали привычного мифотворчества в отношении Православия, в первую очередь о несамостоятельности канонической Украинской Православной Церкви. В речах гостей из Львова можно было услышать об активной деятельности «подконтрольных московскому патриархату украинских СМИ» или об «указаниях из Патриархии», которые обязан выполнять Блаженнейший митрополит Владимир. Конечно, Владыка Владимир может советоваться и советуется с Патриархом или другими епископами Русской Православной Церкви когда считает нужным, но нужно обладать не малым воображением, чтобы представить, что кто-то из членов Священного Синода, включая Святейшего Патриарха, может позвонить Предстоятелю УПЦ и дать какие-нибудь указания. В приватных беседах львовяне намекали на Председателя ОВЦС, но такие намеки говорили только о том, что они даже приблизительно не представляют реальных властных возможностей известного проповедника митрополита Кирилла. Но главным и вполне устойчивым среди галичан мифом, препятствующим нормализации отношений УКГЦ с православными, остается упорное нежелание униатов признавать дееспособность закарпатских православных епархий. Даже для ученых греко-католиков они остаются не более, как «агентами Москвы» с «имперскими притязаниями». Абсурдность этой мифологемы остроумно подметил протоиерей Андрей Ткачев, руководитель Миссионерского отдела Львовской епархии Украинской Православной Церкви: «Не странно ли: я, по-вашему, агент Москвы приезжаю в центр „имперского сознания“ Москву, и что же вижу — ни одного православного, вокруг меня только противники Православия». Действительно, собранные организаторами московские участники семинара весьма благосклонно относились к новым униатским мифам, что вряд ли способствовало заявленной цели, и, скорее всего, только уменьшило результативность мероприятия. Так, за дверьми «Мемориала» остался известный публицист, руководитель отдела Украины Института Стран СНГ и, одновременно, пресс-секретарь Союза Православных Граждан К. А. Фролов, намеревавшийся, по его словам, «ознакомить участников конференции со справкой пресс-службы Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) о современной ситуации с правами и свободами православных на Западной Украине и о первом геноциде двадцатого века, когда при идеологической поддержке „австро-украинской партии“ и руководства греко-католической церкви было уничтожено около 60 тысяч галичан-„москвофилов“, принявших или сочуствовавших Православию и идентифицировавших свою принадлежность к русской культуре». Тем не менее, возможно в более открытом варианте, подобные собеседования могли бы оказать свое положительное влияние на состояние отношений православных и униатов на Украине. Тексты докладов оперативно изданы Институтом Николая Митрохина в специально подготовленной брошюре, но, к сожалению, они недоступны для пользователей интернета. Русская линия