ОБРАЩЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ОБЩЕСТВА «РАДОНЕЖ» К ПРЕЗИДЕНТУ И ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
Православное общество «Радонеж» обратилось к Президенту Российской Федерации В. В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации М. М. Касьянову с посланием, текст которого приводится ниже.
Президенту Российской Федерации В. В. Путину Председателю Правительства Российской Федерации М. М. Касьянову
Российская православная и патриотическая общественность вынуждена с болью и огорчением констатировать, что, как следует из пресс-релиза Министерства образования РФ, Правительство России отказалось от планов включения преподавания «Основ православной культуры» в федеральный компонент общего среднего образования. Тем самым не только оказались тщетными двусторонние усилия Церкви и государственной власти по укреплению духовно-нравственного аспекта образования детей и молодежи, но нанесен и серьезный ущерб государственным планам, самой перспективе воспитания последующих поколений в духе патриотизма, верности духовным и культурным и традициям нашего народа, как и приобщения к богатствам человеческой цивилизации. Как говорится, в частности, в «Доктрине информационной безопасности», утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., «наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации: [..] неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны». И, соответственно, к основным направлениям обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни была отнесена «выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу». Со всей очевидностью отраженная в пресс-релизе позиция Министерства образования идет вразрез с соображениями не только информационной безопасности, но и всей стратегией государства в области воспитания детей, сформулированной, помимо прочего, в Федеральном Законе «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года, где в Ст. 4 «Цели государственной политики в интересах детей», к таким целям, в частности, отнесено «содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры». Нужно ли понимать это так, что тысячелетнее российское Православие отныне произвольно не включается в «традиции народов Российской Федерации, достижения российской и мировой культуры»? Что понятие «народы Российской Федерации» исключает титульную нацию и ее многовековую традицию? Между тем, как можно заключить из действующих «ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ» от 9 октября 1992 года, под культурным наследием народов Российской Федерации понимаются «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко — культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию». И право на сохранение и развитие культурно — национальной самобытности народов и иных этнических общностей закреплено Статьей 20 Основ: «Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно — национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно — исторической среды обитания». Отказ от приобщения подрастающих поколений к основам русской исторической православной культуры есть, на наш взгляд, прямое препятствование попыткам восстановления «исконной культурно — исторической среды обитания» русского народа и нарушение упомянутого Закона РФ. Между тем, «в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан» органам государственной власти и управления в соответствии с Основами (Ст.30) вменяется в обязанность «создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования». Кроме того, «государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности» (Ст. 34). Однако в данном случае мы имеем дело не только с отсутствием такого протекционизма, а с прямым нежеланием государства поддерживать национальную культуру своего народа, что не может не вызывать тревогу у патриотической общественности России. Право детей и родителей «обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями» гарантировано «МЕЖДУНАРОДНЫМ ПАКТОМ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ» от 16 декабря 1966 года, однако по непонятным причинам современная демократическая Россия перенимает атеистическую практику советского государства в этом чрезвычайно важном для судеб нации вопросе. Как совершенно справедливо было сказано в ПОСЛАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8 ИЮЛЯ 2000 ГОДА, «развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели — не только материальные. Не менее важные — духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем искусстве, в театре, в кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, — я, во всяком случае, в этом убежден, — начало нового духовного подъема. Демократическое устройство страны, открытость новой России миру не противоречат нашей самобытности и патриотизму, не мешают находить собственные ответы на вопросы духовности и морали». Ссылка на демократические принципы действительно не может быть основанием для отказа от развития духовности и нравственности, которые за прошедшие более чем 10 лет демократического развития России в полной мере доказали свой приоритет перед политическими институтами общества. Очевидно, что демократия сама по себе не порождает нравственность, наоборот: безнравственные люди могут сотворить только безнравственную демократию, сохранение и укрепление духовных начал в обществе отвечает глубинным интересам демократии и государства. Демократия же, заключающаяся и в праве нацинальных меньшинств на развитие собственных культуры и традиций, не может служить препятствием для развития исторической культуры русского народа, которая на протяжении веков произрастала из его православной веры, и не может быть понята и включена в парадигму дальнейшего культурного развития нации вне контекста Православия. Лишая подрастающие поколения россиян возможности ознакомления с богатством веры их предков, мы разом отсекаем их от самой возможности адекватного восприятия целых пластов исторического и культурного наследия страны. Без этого познания мы утрачиваем для будущих поколений не только Рублева, Лескова, Ильина, Шмелева, но и Пушкина, Достоевского, Булгакова, творения которых невозможно в полной мере оценить без познания христианского вероучения. Более того, современная Россия, осознающая себя и как часть европейской цивилизации, не может ограничиваться восприятием исключительно либеральных, гуманитарных ценностей, без понимания того, что вся европейская цивилизация, ее великая культура выросли из христианства, что для европейского сверстника наших школьников знание Библейской Истории, постулатов христианской веры так же естественно, как и знание таблицы умножения. Мы же своими недальновидными решениями, пытаясь обогнать в тотальной секуляризации образования (что нельзя считать господствующей и однозначно правильной тенденцией в целом) саму Европу, хотим отдалить себя от европейской культуры, сделать непонятными для наших детей великие шедевры Данте, Шекспира, Микеланджело. Нельзя забывать, что современные цивилизационные вызовы (терроризм, радикальный национализм) все более окрашиваются в религиозные и псевдорелигиозные тона. Понимание их и противостояние им требует глубокого познания духовных основ собственной цивилизации, неотъемлемой частью которых является христианская вера. Иное состояние дает право другим конфессиям и сектам считать Россию «духовной пустыней», делая соответствующие практические выводы о возможности беспрепятственного «воспитания» душ россиян в духе уже собственных вероучений и ценностей, далеко не всегда совпадающих, а порой откровенно чуждых русской традиции. В конце концов, даже атеизм не может и не должен быть атеизмом по незнанию: подрастающий человек должен знать, от какой веры он отказывается, принимая решение сознательно, на основе свободного выбора, которого мы его лишаем, отказывая в праве изучать основы православной культуры. Уважаемый господин Президент! Уважаемый господин Председатель! Мы вновь хотели бы обратиться к Вам с настоятельной просьбой еще раз рассмотреть сложившуюся ситуацию в связи с позицией Министерства образования РФ, отраженной в упоминавшемся пресс-релизе. Как говорится в самом документе, он вышел «в связи с появившимся в СМИ публикациями, в которых значительной степени изложены домыслы о „введении в обязательном порядке в российской системе образования основ православия“». Тем самым недвусмысленно дается понять, что продиктован он не столько стратегическими соображениями воспитания российских детей, а реакцией на ряд публикаций в столичной прессе, отражающих мнение незначительной части либерально-демократической части общества, имеющий тем не менее доступ к центральным СМИ. Эти публикации в последнее время имели явный характер спланированной кампании именно с целью оказания давления на Правительство РФ. С огорчением вынуждены констатировать, что акция возымела действие и Министерство пошло на поводу у СМИ, руководствуясь соображениями собственного авторитета в прессе, а не мнением православного большинства соотечественников. Смиренно уповаем на Вашу помощь, которая нужна не только и не столько самой Церкви и ее пастве, сколько грядущим поколениям россиян, которым предстоит нести в будущее культуру своих предков. От Вашего выбора, Вашего содействия сегодня зависит то, сколь успешно они справятся с этой миссией, исторически присущей каждому народу. Председатель Православного общества «Радонеж»Е. К. Никифоров Радонеж