ПОЗИЦИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛАХ
15 ноября во время рабочей поездки в Новосибирск министр образования РФ Владимир Филиппов заявил о том, что Министерство образования России не будет вводить во всех российских школах предмет «Православная культура» в качестве обязательного. Как пояснил министр, «на первом этапе этот предмет может вводиться только в рамках регионального компонента или в рамках школьного компонента, определяемого самой школой». В. Филиппов отметил, что курс православной культуры и в этих случаях не будет обязательным. «Россия — страна многонациональная, и даже в рамках одного субъекта федерации есть поселения, где православных практически нет», — сказал В.Филиппов. С другой стороны, как отметил министр, «православная культура существует в России более тысячи лет, и потребность в ее изучении объективно существует». На вопросы корреспондента «Седмицы.Ru» отвечает заместитель Министра образования Л.С.Гребнев — Какие практические шаги предпринимаются Министерством по введению в общеобразовательных школах предмета «Основы православной культуры»? — В 1999 году был подписан договор между Русской Православной Церковью и Министерством образования Российской Федерации. Один из его пунктов был посвящен взаимодействию по разработке и введения в светскую учебную программу отдельной дисциплины по основам православной культуры. В конце концов, министр направил для включения в региональные школьные компоненты подписанное им сопроводительное письмо к методическим указаниям, которые называются «Примерное содержание образования по учебному предмету „Православная культура“». Обучение предмету предполагается организовать в рамках стандарта или, как это раньше называлось, базисного учебного плана всеобщего среднего образования. Учебный процесс должен быть обеспечен бюджетными финансовыми ресурсами, правда, за счет вариативной части сметы расходов, а не федеральной, то есть, не за счет средств, отпущенных на обучение общеобязательным предметам. Поскольку новый компонент — «Православная культура» — является компонентом региональным и школьным, Министерство образования РФ видит свою дальнейшую работу по введению его в программы средних школ в анализе уже имеющегося опыта (в ряде субъектов Федерации «Основы Православной культуры» уже преподаются) и распространении информации об этом опыте в других регионах страны. — В каких школах уже осуществляется апробация нового предмета? — «Основы Православной культуры» преподаются в некоторых школах Москвы и Московской области. Интересный опыт накоплен в Курской области, где этот предмет введен в программы всех школ 5 лет назад. Мы внимательно изучаем всю информацию о результатах преподавания нового предмета, поступающую с мест. Я считаю, что чиновники от образования должны, прежде всего, руководствоваться принципом «не навреди», ведь в образовании этот принцип даже более важен, чем в медицине — слишком велики масштабы последствий. Нам, кроме того, также важно знать, кто учит и чему учит будущих граждан. — Русская Православная Церковь всемерно способствует укреплению российской государственности и активно участвует в патриотическом воспитании молодежи. Православие связано с национальным самосознанием россиян, с историческими традициями, идеалами русской литературы. Как вы оцениваете стремление Церкви работать с детьми и молодежью? — Я могу это только приветствовать. Но я против экстремизма, который может проявляться в самых разных формах — от воинствующего атеизма до этнорелигиозного фанатизма, который выражается утверждением: «Если ты русский — обязан быть православным, если ты татарин — обязан быть мусульманином». Я согласен с тем, что каждый человек, живущий в России, обязан знать православную культуру, иначе он не сможет понимать ту культуру, которая его окружает и в которой он живет. Но знать и верить — разные вещи. В том-то и заключен смысл светскости данной дисциплины: она приобщает к знаниям об основах культуры, в которой человек живет, но преподаватели этой дисциплины ни в коем случае не должны использовать свое положение для прикрытия чисто религиозной деятельности, не должны оказывать давление на школьников, принуждая их к участию в богослужениях. Русская Православная Церковь сама выступает против подобного принуждения, поэтому Министерству образования особенно важно, чтобы какие-либо чрезмерно ретивые исполнители не занялись профанацией этого дела. — В связи с этим, наверное, очень остро стоит вопрос о преподавательских кадрах? — Безусловно. Министерство образования занимает следующую позицию: поскольку дисциплина «Основы православной культуры» является компонентой школьной программы, то Министерство ни с кем не будет делить ответственность за содержание этой дисциплины. Мы также приняли решение об обязательном согласовании на местном уровне с опытными практикующими священнослужителями кандидатур педагогов по предмету «Основы православной культуры». Человек, который будет преподавать эту учебную дисциплину, не обязан быть священником. Как и любой другой учитель, преподаватель «Основ православной культуры» должен быть педагогом, который любит свой предмет. Но нам, людям светским, получившим атеистическое воспитание, трудно судить об этом. Поэтому я считаю, что без неформального совета с теми, кто может оценить уровень квалификации преподавателя «Основ православной культуры», мы не сможем сделать занятия интересными. Пресс-служба ЦНЦ «Православная Энциклопедия»