Ватиканская бюрократия препятствует налаживанию отношений между Католической и Православной Церквами. С таким заявлением выступил, находясь в Польше, глава Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) кардинал Любомир Гузар. Редакция «Седмицы.RU» обратилась к архиепископу Львовскому и Галицкому Августину с просьбой прокомментировать выступление главы униатской церкви кардинала Гузара на варшавской конференции, посвященной 24-летию понтификата Иоанна Павла II. Владыка Августин по этому поводу сказал: — Заявление кардинала Любомира Гузара о том, что ватиканская бюрократия препятствует налаживанию отношений между Католической и Православной Церквами, конечно, выглядит необычно. Подобная резкость в отношениях с Римом — не в традициях галицких греко-католиков. Очевидно, что конфликтные ситуации такого рода — это следствие жесткой централизации иерерхической власти в Католической Церкви. Что бы ни говорили в Риме после II Ватиканского собора о самостоятельности поместных католических церквей (и различных восточных униатских патриархатов в том числе), в реальности, как и прежде, всеми процессами в Католической Церкви властно управляют из Рима. Наверное, именно по этой причине украинские униаты так до сих пор и не получили статуса «патриархата»: в римской курии боятся, что это сделает галицких униатов менее послушными Ватикану. Но, в конце концов, все эти проблемы — внутреннее дело католиков. Пусть сами разбираются в хитросплетениях своих отношений. Гораздо больше меня удивляет в заявлении кардинала Гузара другое: еще одним препятствием на пути к диалогу между католиками и православными глава униатской церкви считает раскол среди самих украинских православных. Это утверждение униатского первоиерарха выглядит особенно странным в свете только что сделанного в Киеве главой Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Каспером заявления о том, что Католическая церковь может вести диалог только с канонической Православной Церковью на Украине, признанной другими Поместными Православными Церквами. Для архиепископа Любомира, оказывается, нет разницы между верными канонической Церкви и раскольниками — он всех зачисляет в разряд «украинских православных», среди которых существует раскол. Если называть вещи своими именами, то кардинал Гузар дает понять, хотя и в завуалированной форме, что все мы для католиков по-прежнему не более, чем «схизматики». Нас особенно удивляет такая позиция главы униатской церкви по той причине, что сами греко-католики Галичины в немалой степени причастны как к развитию автокефалистского раскола на Украине, так и к ухудшению отношений между Католической и Православной Церквами. В памяти еще свежи события более чем десятилетней давности, когда именно греко-католики демонстративно вышли из состава четырехсторонней комиссии по урегулированию межрелигиозных конфликтов на Западе Украины. Именно униаты провоцировали раскол и распаляли в церковной среде противные духу Евангелия националистические настроения в надежде на то, что выход из юрисдикции Московского Патриархата даст возможность избежать захвата храмов греко-католиками, многие православные приходы в начале 1990-х годов ушли в раскол и оказались вне благодатной ограды Церкви. Причем, большинству из этих общин раскол не помог сохранить храмы — униаты насильственно отбирали их, не особо вникая в их юрисдикционную принадлежность. Хотелось бы отметить еще один момент в заявлении кардинала Гузара. Его рассуждения о «восстановлении христианского единства», высказываемая им надежда на то, что «объединение христиан может начаться так же внезапно, как и распад Советского Союза», — все это лежит в русле традиционной католической риторики об экуменизме. Цену ей мы хорошо узнали в этом году, заполучив на своей канонической территории несколько новых римо- и греко-католических епархий, образованных Ватиканом и в Украине, и в России. Но предлагаемая далее кардиналом Гузаром модель созидания «христианского единства» в Украине показывает, что любые разглагольствования католиков на экуменические темы все равно рано или поздно заканчиваются призывом признать главенство папы. «Все останутся при своем, сохранив достоинство и независимость, — заявил униатский первоиерарх, — но, возможно, возникнет некий общий центр, которым, как нам кажется, должен стать преемник святого Петра». Так что нам в очередной раз вместо настоящего христианского единства предложено войти в ограду Римской церкви. Круг опять замкнулся. Пресс-служба Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия»