В этом году исполнилось двести пятьдесят лет со дня рождения Дмитрия Степановича Бортнянского. С его именем связано рождение русской старинной музыки второй половины XVIII века и начала XIX века. Роль Бортнянского в музыке можно уподобить роли Петра I в русской истории. Как Петр «прорубал окно в Европу», так и Бортнянский, получивший свое образование в Италии, привнес в русскую музыку многое, присущее европейской культуре. Однако он был весьма далек от слепого копирования даже самых лучших мастеров (учился композитор у Бальтасара Галуппи).Органично усвоив самые совершенные формы европейской традиции (соната, концерт), Бортнянский наполнил их новым содержанием. Достаточно вспомнить постоянно звучащие в православной литургии духовные концерты, или пронизанные русскими мотивами камерно-инструменталтные произведения. В юбилейном году Российский Ансамбль Стариной Музыки (художественный руководитель Владимир Шуляковский) подготовил уникальную программу из произведений Дмитрия Бортнянского. Большая часть этих произведений не издана. А концертная ария для сопрано струнных не только не издавалась, но и прозвучит в Росси впервые. Это произведение было недавно найдено в библиотеке Воронцовского дворца в Крыму. В концерте также прозвучат до сих пор не изданные мотеты «Salve Regina» «Ave Maria», оригиналы которых хранятся в парижской Национальной Библиотеке. Особенностью концерта Российского Ансамбля Стариной Музыки, который состоится вечером 22 октября в Малом зале Санкт-Петербургской Филармонии, будет использование оригинальных инструментов XVIII века или их точных копий (клавесин, блок-флейта, старинные смычки и струнные инструменты.) Русская линия