«У РАВВИНОВ НЕ ПРИНЯТО УХОДИТЬ», ЗАЯВИЛ АДОЛЬФ ШАЕВИЧ «ГАЗЕТЕ»
«Газета» опубликовала сегодня пространное интервью с главным раввином России (КЕРООР) Адольфом Шаевичем, в котором он делится своими мыслями относительно жизни иудейской общины в стране. В России, открывает свою публикацию «Газета», — два главных раввина, и конфликт между ними не утихает. Президент отдал предпочтение главе хасидской общины раввину Берлу Лазару. Адольф Шаевич, глава наиболее массового направления в иудаизме считает, между тем, что предпочтения власти не связаны с религией: «Не думаю, что у президента есть возможность заниматься такими тонкостями — в какую синагогу идти, в какую — нет». На вопрос, есть ли иерархия среди раввинов и что такое вообще «главный раввин» Адольф Шаевич ответил анекдотом: «Корабль причаливает к необитаемому острову, там живет один еврей. Водит по острову, показывает: вот есть тут две синагоги. „Зачем тебе две синагоги, ты же один!“ — 'В эту синагогу я хожу, а в эту — никогда!» Для религиозного человека, говорит Шаевич, есть религиозные авторитеты. Основатель хасидизма любавический раввин Шнеерсон — «действительно великий человек, несмотря на то что основная масса евреев в мире к этому движению не примыкает. Авторитетных раввинов в мире полтора-два десятка. Но основным авторитетом является Тора. А понятие „главности“ — условное. Оставаясь главным раввином, я никем не командую, для меня все остаются коллегами, которых я должен представлять перед светской властью. Но это не значит, что я являюсь религиозным авторитетом». «В Израиле, — продолжает Шаевич, — есть два главных раввина — для ашкеназийских и сефардских евреев. Во Франции, Англии главные раввины есть, в США — нет. Все раввины живут на деньги общины». На вопрос, не собирается ли Адольф Шаевич на пенсию, о чем упомянул глава хасидской общины раввин Берл Лазар, собеседник «Газеты» ответил: «Я уже пять лет пенсионер. Но у раввинов не принято уходить, пока есть здоровье и силы. Они хотят, чтобы я ушел, а уж если бы умер, наверное, вообще были бы довольны. Хотят, чтобы все было под ними, и они были бы тут единственными хозяевами. И в этом — единственная причина наших разногласий и, соответственно, нежелание идти на какие-то контакты. Такого нет ни в одной стране мира — их никто не признает, ни на какой „верх“ их не пускают, они совершенно автономны. Они, грубо говоря, секта, называйте их „машихисты“, как угодно. Среди них есть совершенно нормальные люди, я со многими знаком. Ну, сделали они себе из умершего раввина „бога“, „мессию“ — и Лазар в том числе. Это сейчас он стал открещиваться и хабатником себя не называет, поскольку получил звание Главного раввина России Федерации еврейских общин. Но это все — хабат. Дело совсем в другом. За годы советской власти евреи настолько ушли от еврейства, что будь еще десяток организаций, как мы или они, всем бы хватило работы. Можно было бы поделить сферы влияния — работать и работать! Сейчас в России — миллион евреев, как мы думаем, из них тысяч 200 с еврейством хоть как-то связаны. Остальные — как были в стороне, так и остались. А тут речь идет не о работе, а о генеральских погонах и белом коне..» По мнению Адольфа Шаевича, никакого отношения к религии не имеет и то обстоятельство, что президент Путин вывел его из состава президентского религиозного совета, поставив на это место Берла Лазара. «Это политика, экономика, заявляет раввин, — моих страданий тут нет, повода для переживаний — тоже. «Берл Лазар, — продолжает Шаевич, — стал Главным раввином России в тот день, когда арестовали Гусинского. У них шла конференция, в повестке дня никаких выборов главных раввинов не было. Кто-то приехал из Кремля, вызвали Лазара и через десять минут объявили, что сейчас будут проходить выборы главного раввина России. И вот два десятка раввинов, из которых 18 — не граждане России, его выбрали. И это тоже никого не удивило! Выборы были в два часа дня, а в шесть арестовали Гуситского. Я ничего не потерял оттого, что меня перестали звать в Кремль. Меня евреи как уважали, так и уважают. Я никого не продал, не поднимался на чьих-то костях — ни в те годы, когда это было частым явлением, ни сейчас. Я знаю, что в любой стране есть один или два человека, которые могут сказать: вот мне раввин Шаевич помог. Таких немного, но есть. Поэтому я с чистой совестью здесь сижу. Я не ангел, я далек от человеческого идеала, но все, что мне дала Тора, пытаюсь воплощать в жизнь. Я ничего от званий и сидения в президиуме не получил — ни дачи, ни шикарной машины. Если бы не Гусинский, так и жил бы в развалюхе. Миллионы заслуженнейших людей никогда в Кремле не были. А сидеть там с людьми, которые сегодня великие, а завтра — никто..» Мир Религий