НАЧАЛО ДИАЛОГА: КОНФЕРЕНЦИЯ КАТОЛИЧЕСКИХ ЕПИСКОПОВ РОССИИ УЛИЧАЕТ ВО ЛЖИ СОСТАВИТЕЛЕЙ СПРАВКИ О КАТОЛИЧЕСКОМ ПРОЗЕЛИТИЗМЕ В РОССИИ
Использование для катехизации «Православного противокатолического катехизиса» и книги «Папство и его борьба с православием», а также нарушение посетителями распорядка дня были действительными причинами недопущения православных крестных родителей к их крестникам в детский приют св. Николая в Новосибирске. Администрация приюта расценила это как попытку разжигания межрелигиозной розни и после консультаций с городской администрацией приняла решение о недопущении крестных родителей к детям. Об этом говорится в «Пояснениях к некоторым аспектам православно-католических отношений, изложенным в письме председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла от 28 июня 2002 г. и справке «Католический прозелитизм среди православного населения России». Документ распространен 11 июля секретариатом Конференции католических епископов России (ККЕР). Приют св. Николая был открыт в 1996 году по просьбе и при участии администрации Новосибирска. В настоящее время его посещает православный священник для духовного окормления православных детей, которые ходят в ближайшую православную церковь cв. Троицы. В документе подчеркивается, что «ныне почивший епископ Новосибирский и Бердский Сергий принес извинения директору «Каритас» католическому священнику Убальдо Орланделли за имевший место инцидент и направил благодарственное письмо, в котором, в частности, говорится: «Настоящим имею честь благодарить Вас за помощь для тех, кому не безразлична судьба ближнего. Я благодарю Бога за то, что посылает несчастным детям в Вашем лице доброго помощника». «Трудно себе представить, как и кого могут «обращать» монахини-кармелитки, находящиеся в строгом затворе, или сестры, которые работают в епархиальном управлении в условиях крайне ограниченных контактов с внешним миром, — говорится в документе. — Не хочется думать, что их молитва и работа являются актом прозелитизма». Иезуиты, францисканцы и доминиканцы традиционно служили в России в течение многих веков, напоминают авторы «Пояснений». Сегодня они занимаются пастырской, преподавательской, издательской, благотворительной деятельностью в соответствии со своей харизмой и пастырскими планами Церкви. «Однако само их присутствие, к сожалению, уже рождает подозрение в злом умысле — столь же традиционное, сколь и беспочвенное», — заявляет секретариат католического епископата России. Далее в документе отмечается, что деятельность францисканцев в Калуге и Туле, как и доминиканцев в Санкт-Петербурге не носит прозелитического характера и сосредоточена на возрождении существовавших там ранее католических приходов без агитации и «перетягивания» православных на свою сторону. Благотворительная деятельность монашеских орденов — в том числе служение больным, престарелым, заключенным — не основывается на конфессиональном принципе, при этом нет и не может быть никакой «установки» на обращение в католичество. Научная и культурная деятельность, как и сотрудничество с интеллигенцией, не направлены на «конкуренцию» и всегда открыты к совместным проектам с православной стороной. «К сожалению, абсолютно не соответствует действительности изложенное в «Справке» представление о строящемся католическом храме в Пскове, — продолжают авторы документа. — Он вовсе не похож 13-этажный дом, поскольку его высота — не 42 метра, стены на самом деле — 6,5 метров, крыша — 13, 2 метра и башня — 27 метров, вместимость строящегося храма — до 200 человек». Кроме того, католики напоминают, что старый католический храм в честь Пресвятой Троицы, построенный во Пскове в 1854 году, сохранился, но католикам до сих пор не возвращен. В документе также отмечена неточность относительно нового Катехизиса Католической Церкви на русском языке, который никогда не издавался в иезуитском центре в Медоне (Франция), как указано в «Справке». Первое издание отпечатано в Италии, три последующих — в России. Его подготовка потребовала решения ряда проблем с переводом на русский язык именно католической терминологии. Секретариат епископата напоминает, что «по благословению священноначалия РПЦ часть этого тяжелого труда взял на себя православный священник, за что мы ему особо благодарны». Указывая на «катастрофическую» нехватку российских священников как на одну из основных сегодняшних проблем католической Церкви в России, авторы «Пояснений» подчеркивают, что именно с целью их подготовки в 1993 году была основана Высшая духовная семинария «Мария — Царица Апостолов», о намерении создания которой Московский патриархат был проинформирован заранее. В дореволюционной России было две семинарии — в Санкт-Петербурге и Саратове. В столице Российской империи была также и Духовная академия. «В семинарию по рекомендациям священников поступают взрослые, воцерковленные и имеющие опыт христианской жизни люди, чувствующие свое призвание и сознательно выбирающие свой путь, — говорится в документе. — Упомянутой в Справке предсеминарии в Астрахани не существует». Тот факт, что в Колледже философии, теологии и истории им. св. Фомы Аквинского, которым руководят иезуиты, обучаются православные, католики не считают «прозелитизмом или даже его попыткой», поскольку обучаются взрослые люди, часто с высшим образованием, которые поступают туда по собственному желанию. В колледже есть православные преподаватели, студенты-протестанты, мусульмане и неверующие, причем известны факты, когда неверующие студенты или выпускники колледжа принимали крещение в православной Церкви, а в калининградском филиале колледжа дипломы выпускников подписывали православный и католический епископы. С удовлетворением напоминая, что РПЦ посылает своих студентов в католические университеты Рима или других городов, католики выражают готовность посылать своих студентов в православные духовные академии. «Активный обмен студентами позволит нашим Церквам подготовить специалистов, хорошо знающих богословие другой Церкви, что будет способствовать развитию диалога и созданию климата взаимного доверия и взаимопонимания», — считают авторы «Пояснений». Признавая упоминаемый в «Справке» случай поездки «неверующих» детей из Смоленской области в Польшу и «угощение» облаткой в католическом храме без предупреждения о том, что это причастие, католики пишут, что он заслуживает особого внимания и является хорошим примером необходимости постоянных контактов иерархов. «Митрополит Кирилл рассказал об этом архиепископу Тадеушу Кондрусевичу, который провел беседу со священниками, после чего подобных фактов не наблюдалось», — говорится в документе. Что же касается деятельности монахов-салезианцев в Гатчине, то они были приглашены светскими властями для создания школы полиграфии и бизнеса. В течение многих лет школу посещают православные священники и семинаристы с целью духовного окормления православных учащихся. «Упоминание в «Справке» о «планах миссионерской деятельности» с прогнозами о 200-тысячном католическом населении Иркутской области, якобы обнародованных на Конференции католических епископов в Иркутске, не имеет ничего общего с действительностью», — заявляет секретариат конференции. Сестры милосердия св. Карла Борромео в Иркутске, которые помогают в работе хосписа (больницы для умирающих от рака), долго «искали православного священника, который готовил бы этих людей к смерти — исповедовал и причащал, а тех, кто еще не крещен — крестил, однако желающих не нашлось». В «Пояснениях» выражены также сожаления по поводу ряда событий. «Если факт посещения квартир жильцов Петропавловска-Камчатского католиками с целью привлечения их в католичество действительно имел место, мы только сожалеем о нем и решительно выступаем против подобных акций, — говорится в документе. — В телевизионном высказывании о. Ярослава Вишневского: «Неизвестно, во что крестилась Русь, в православие или в католичество», возможно, имелось в виду крещение в неразделенной Церкви, хотя сама фраза, если она была произнесена именно в таком виде, достойна сожаления». Католики напоминают, что Апостольской префектуры Карафуто как католической административной единицы больше не существует: она теперь называется Южно-сахалинской. В конце документа секретариат ККЕР приводит примеры доброго сотрудничества католических структур с православными приходами и организациями. В частности, культурный центр «Духовная библиотека», учредителями которого являются «Каритас», православный центр свв. Кирилла и Мефодия и итальянский фонд «Христианская Россия», уже много лет издает лучшие образцы католической и православной литературы. Так, например, усилиями «Духовной библиотеки» в партнерстве с Отделом религиозного образования и катехизации Московского патриархата издаются монографии о Православном Поместном Соборе 1917−1918 годов. Кроме того, католическая благотворительная организация «Каритас» поддерживает приют для детей улицы православного братства Св. Анастасии в Санкт Петербурге, сотрудничает с православными приходами в Москве, например, Св. целителя Пантелеимона в Марьино, Всех святых на Кулишках, храма Крутицкого подворья, общиной Святого Георгия, храмов Петра и Павла на Солдатской, Космы и Дамиана в Шубине, Сретенским монастырем, а также с приходами Подмосковья и Ярославской области. Как исполненной надежды приводят католики информацию о том, что в попечительский совет Центра адаптации инвалидов в Новосибирске входят православный и католический епископы. «Представленный выше материал, — подчеркивается в заключение документа, — убедительно показывает, что, несмотря на имеющиеся трудности во взаимоотношениях между католической и православной Церквами, существует, тем не менее, огромный, не до конца используемый, потенциал совместной деятельности и свидетельства на благо всего российского общества». Благовест-инфо (в сокращении)