Преосвященный Клеменс Пикель поворачивается к доске и просит представить, что это — карта Черноземья. А потом на ломаном русском начинает рассказ: «Они мне сказали: „Мы хотим иметь монастырь в вашей епархии“. Я им показал карту своей епархии и сказал: „Вот здесь — Тамбов, здесь — Липецк, где вы хотите монастырь?“ Они повесили свою карту и очертили круг, где бы они хотели его построить. И в круге оказался. Воронеж!» Аудитория взрывается восторженныи аплодисментами, а епископ Пикель, прибывший проездом из Тамбова буквально на три часа, продолжает рассказывать о том, где будет монастырь, и кто его построит, и что будет на его территории. Как говорится, было бы хорошо, если бы не было так плохо. Приезд католического епископа в Воронеж вообще день за днём обрастает всё большим количеством подробностей, причём довольно интересных и кое для кого весьма нелицеприятных. Давно известно, что местные католики не имеют постоянного места для собраний. Поэтому, когда стало известно, что город посетит священнослужитель такого ранга, остро встал вопрос: где его принимать? По прогнозам, собраться могло от тридцати до сорока человек, и ни одна квартира, имеющаяся в распоряжении общины не вместила бы такую группу. К тому же, кто-то упомянул, что не мешало бы пригласить и иностранных студентов — такой подарок епископу был бы приятен. Вероятно, с мыслью о гостях города, учащихся в его ВУЗах, и пришла мысль провести мессу в. Воронежском государственном университете. Чтобы не особенно «светиться», был выбран факультет подготовки иностранных студентов, расположенный в одном корпусе с факультетом журналистики. О том, что епископ на самом деле не хотел «светиться», говорит многое. Например то, что приехал он в Воронеж воскресным вечером, что-то ближе к семи. Далее, о его приезде не были предупреждены ни администрация области или города, ни правоохранительные органы. После звонка в епархиальное управление стало ясно, что не было с католической стороны и просьбы об аудиенции у главы православной епархии — Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия. Возникает резонный вопрос: зачем было обставлять визит такой плотной завесой тайны? Ответ может быть только один: Пикеля здесь не ждали, и он это прекрасно понимал. А не ждали его по разным причинам. Во-первых, визиту могли воспротивиться гражданские власти — давно не секрет, что вопрос о строительстве в Воронеже католического костёла основательно «завис» в воздухе, причём способствуют этому и власти и, отчасти, сами малочисленные католические прихожане. Первые не желают отдавать под неправославный храм дорогую землю в престижных районах, вторые — строить костёл на окраине. И напряжение сильно портит нервы обеим сторонам. Во-вторых, г-н Пикель прекрасно осознавал, что для приезда в Воронежскую область ему прилично и необходимо было бы запастись согласием Митрополита — как-никак правящий архиерей. А он согласие мог и не дать. Да и с какой стати он должен пускать католического епископа на землю, которая, выражаясь современным языком, «всегда была канонической территорией» исключительно Русской Православной Церкви, а проще говоря — на которой католиков, а особенно католических монахов, никогда по большому счёту и не было?! Тем не менее, невзирая на подобные контраргументы, г-н Пикель решился на поездку. Мало того, с собой он привёз весть о том, что в ближайшее время в нашем городе появится францисканский монастырь, католическая часовня и много прочих католических «прелестей», причём на этот раз денег на дорогую землю жалеть, по-видимому, не будет! В данной ситуации всё понятно, кроме одного: зачем всё-таки Пикелю нужен был сам этот визит? Посмотреть город? Но он приехал ближе к вечеру, и судя по поведению, совсем не собирался знакомиться с музеями и памятниками архитектуры. Провести мессу? Но в католическом приходе и так есть священник, который худо-бедно справляется со своими обязанностями. Привлечь в общину таким неординарным шагом новых членов? Но это же бред! По статистике, 85% жителей средней полосы России относят себя к православным христианам. Значит, если опросить всех воронежцев, жителей миллионного города, 850.000 из них назовут себя православными. И только около 30 (если судить по числу присутствовавших на мессе) человек признаются, что исповедуют католическую веру. Какой смысл вести здесь такую активную работу? Только для того, чтобы соблюсти право местных католиков на вероисповедание? Тогда, может, Русской Православной Церкви стоит строить часовни и монастыри везде, где работают люди из России, в том числе и на исторически католической земле — чтобы соблюсти и их права? Что ещё немало настораживает в происшедшем, это то, где всё-таки прошла месса. А прошла она, повторюсь, в помещении Воронежского государственного университета. То есть светского учебного заведения, где ни одна конфессия не имеет права отправлять свои религиозные обряды, согласно как действующему российскому законодательству, так и университетскому уставу! Да ещё в воскресный день, когда ВУЗы — и не только ВУЗы — не работают! Вопрос: как такое могло случиться? Как могло руководство лучшего в Воронеже ВУЗа пустить в свои стены религиозную общину для проведения обрядов? Иван Иванович Борисов, ректор университета, заявляет, что не знал, для чего студентам потребовалась аудитория. Так какой же из Вас тогда ректор, уважаемый Иван Иванович, если Вы не обращаете никакого внимания на происходящее в подведомственном Вам учебном заведении? Ведь сегодня Вас не предупредили католики, а завтра в подвале объявятся сатанисты с их «невинными» чёрными мессами и человеческими жертвоприношениями. Не страшно? Кроме того, интересно вот ещё что. Обе церкви — и Православная и католическая — организации не бедные. Но Православная Церковь для проведения общественных мероприятий, лекций и празднеств, почему-то старается обращаться в такие организации как Дворец культуры и бизнеса «Апекс» (хотя практически все встречи с общественностью носят образовательный характер и вполне могли бы проходить и в учебных аудиториях), а церковь католическая «экономит» и бесплатно проникает в здание светского учебного заведения. Хотя бесплатно ли? По некоторым данным, следующую мессу планируется провести в той же аудитории в начале июня. Такое постоянство наводит на мысли, что кто-то мог попросту «продать» право на подобные действия. А меж тем, почти в каждом интервью Иван Иванович обязательно говорит, что он — русский, патриот, что чтит Церковь и осознаёт её немалый вклад в историю Отечества. Так не путаете ли Вы Церкви, господин ректор? И о каком Отечестве ведёте речь? А не боитесь ли Вы, Иван Иванович, что теперь Ваши собственные коллеги, не склонные к хамелеонству, и студенты с более стойкими моральными принципами попросту отвернутся от Вас? Вам, должно быть, известно, что уже сейчас в университетских кругах реакция на действия католиков крайне неоднозначна, а порой и открыто негативна. Получить от г-на Борисова ответы на все эти вопросы надежды, конечно, никакой. Однако, хотелось бы пояснить ему, и не только ему, вот какие факты. Несмотря на внешнюю «политкорректность» в действиях и высказывания, Римо-католическая церковь не оставляет надежд взять под свой контроль Православный мир. Западно-католическое мышление целенаправленно навязывается нам через соответствующие СМИ и соответствующими действиями церковных функционеров в России. Помимо того, во многих общинах, в том числе и в воронежской, приходские священники, хотя и в смягчённой форме, но выказывают антирусские настроения, называя нас страной необразованных варваров. Боюсь, что в данном случае, под определение попадает и такой лояльный к католикам человек, как г-н Борисов. После таких размышлений вдвойне интереснее становится, как же г-н Борисов будет смотреть в глаза своим верующим коллегам, как будет общаться с представителями творческой интеллигенции, которые теперь относятся к ВГУ, как к центру католической экспансии; как ему теперь объяснить людям, что он пытался «сделать, как лучше»? Неужели г-н ректор не думал обо всём этом, когда разрешал проводить богослужение — католическое богослужение! — в стенах подведомственного ему учреждения? Так что всем участникам происшедшего это самое происшедшее вряд ли принесло реальные дивиденды: католики только усугубили конфликт с православием, ректор ВГУ (даже если предположить, что он не знал, или дал разрешение не из корыстных побуждений) явно просчитался в своих стремлениях угодить каждому или в своём непростительном бездействии. Если же г-н Борисов просто решил отмолчаться. Что ж, кто-то из великих однажды сказал: «Не бойтесь болтунов, ибо их болтовня не стоит выеденного яйца. Бойтесь молчаливых, ибо с их немого согласия на свете и рождается зло». Алекс Черняев