Всезарубежный Собор РПЦЗ так и не принял решения о восстановлении евхаристического общения с РПЦ…
Делегаты IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей подавляющим большинством голосов приняли Резолюцию, в которой единодушно выразили «решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви — между ее частями во Отечестве и за рубежом», однако, так и не приняли решения о восстановлении евхаристического общения с РПЦ.
Вместе с тем, делегаты Собора выразили согласие «подтвердить на будущее канонический статус Русской Зарубежной Церкви, как самоуправляемой части Поместной Русской Церкви, в соответствии с действующим Положением о Русской Православной Церкви Заграницей». Такая словесная эквилибристика не может не возмущать сознание православного человека. Где эта Поместная Русская Церковь, самоуправляемой частью которой считают делегаты собора РПЦЗ? Ведь Зарубежная Церковь не имеет евхаристического общения ни с кем! Этим странным в экклезиологическом смысле пассажем делегаты собора попытались скрыть очевидную истину — РПЦЗ не является никакой частью никакой Православной Церкви, так как ее чада не имеют и не хотят иметь общения с православными ни в России, ни в мире, и откладывают решение о восстановлении единства в Русской Церкви до «благоприятного для сего времени».
Делегаты Собора фактически отказались решать вопрос о восстановлении евхаристического общения и лишь выразили надежду, что «грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует и остающиеся неразрешенными церковные вопросы». Когда этот собор будет? Да и доживет ли до него РПЦЗ?
Своё решение собравшиеся на соборе делегаты попытались оправдать участием Русской Православной Церкви Московского Патриархата в деятельности Всемирного совета церквей, которое «вызывает смущение среди нашего клира и паствы» и попросили священноначалие РПЦ «о скорейшем устранении этого соблазна».
Таким образом, IV Всезарубежный Собор явственно показал, что Зарубежная Церковь как церковная структура умирает и поэтому не может принять никаких конструктивных решений. Сейчас уже нет никаких канонических, идеологических и нравственных оснований для ее существования. Говорить же (как это делают делегаты Собора РПЦЗ) о возможном объединении Церкви и ставить при этом какие-либо ультиматумы, как минимум неприлично. Всезарубежный Собор еще раз показал, что чем дальше, тем больше силу в РПЦЗ приобретают радикалы, более заботящиеся о своем положении в Церкви, чем о спасении.
Какой путь теперь остается немногочисленным верующим — членам Зарубежной Церкви? В свое время не Церковь вынуждена была эмигрировать из Советской России, а некоторые православные клирики и миряне отдельными ручейками стеклись в единую РПЦЗ в Сремских Карловцах в 1921 г. Видимо и сейчас должно произойти нечто похожее, только теперь уже в обратном направлении. Из иссыхающего моря Зарубежной Церкви отдельными ручейками потекут в родное отечество русские православные клирики и миряне. И Русская Православная Церковь примет их как своих чад. Русская линия