В Москве прошла конференция «Грузия и Россия — проблемы империи и единства православного мира»
Третья международная конференция «Грузия и Россия — проблемы империи и единства православного мира» открылась 20 декабря в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве. Организаторами конференции выступили посольство Грузии в России, Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) и Институт стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова (ИСАА), передает Благовест-инфо. Перед началом работы конференции участники почтили память одного из ее докладчиков, скоропостижно умершего накануне, — Максима Киктева, сотрудника ИСАА при МГУ. Заседание началось докладом известного социолога Алексея Левинсона, сотрудника Центра по изучению общественного мнения Юрия Левады. На основе социологических выкладок он сообщил собравшимся о различных аспектах такой безусловной ценности российского общественного мнения, как понятие «великая держава». Кроме того, А. Левинсон также остановился на общественном мнении по вопросу «государств-врагов» России. Ученый с грустью отметил, что Грузия в этом списке занимает одно из первых мест (после прибалтийских республик), «и этого не смягчает даже то, что Грузия — православная страна». Историк Илья Семененко-Басин (РГГУ) сделал доклад о воззрениях выдающегося деятеля грузинской Церкви, а также литературы, словесности, истории, археологии — епископа Кириона II. Он был первым Католикосом-Патриархом Грузинской Церкви после возвращения ей автокефалии в 1917 г. и канонизирован в Грузии несколько лет назад. Система взглядов епископа Кириона отражена в его фундаментальном труде «Культурная роль Иверии в истории Руси», анализу которого и был посвящен доклад. В этой книге утверждается, что грузинское христианство оказало решающее влияние на формирование христианских церквей у восточных и южных славян. О взаимоотношениях Грузии и «первого Рима» подробно рассказал священник греко-католической общины св. Климента папы Римского (г. Обнинск) о. Ростислав Колупаев. Он начал свой доклад с VII в. — к этому времени относят первые контакты Рима и Грузинской Церкви. С XIII в. эти связи стали более интенсивными, тогда же в Тифлисе появился первый католический монастырь, а в следующем веке в Грузии была учреждена католическая епархия. Далее о. Ростислав проследил динамику обращения грузин в католицизм в XVIII, XIX и нач. XX вв., подробно рассказал о репрессиях, которым подверглось все католическое духовенство Грузии в советские годы. Сейчас, по сведениям докладчика, в Грузии шесть католических храмов, в которых служат по латинскому обряду; византийский же обряд практикуют армяне-католики в отдельных небольших селах. На конференции также прозвучали доклады о современном состоянии исторической науки по вопросам российско-грузинских церковных отношений (И.Мельникова из ПСТГУ); традиции исихазма в грузинской и русской богословской традиции (Л. Дуларидзе); изучении памятников церковного искусства Грузии российскими исследователями к. XIX -XX вв. (Е. Селиненкова), об истории русских паломничеств в Грузию (С. Панич), средневековых фресках Грузии (Л. Евсеева) и др. Русская линия