В Афинах прошла Всеевропейская межправославная конференция на тему «Ценности и принципы для созидания Европы»
4−6 мая 2003 года в Афинах состоялась Всеевропейская межправославная конференция «Ценности и принципы для созидания Европы», организованная Священным Синодом Элладской Православной Церкви. Среди участников конференции были Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул, Блаженнейший архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, представители других Поместных Православных Церквей, кардинал Роже Эчерегай (Римско-Католическая Церковь), епископ Лондонский Ричард Чартрз (Церковь Англии), члены Европейского парламента, члены правительства и парламента Греческой Республики, церковные, политические и общественные деятели. От Московского Патриархата в конференции участвовал Представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Подольский Иларион. Обратившись к собравшимся на греческом языке, епископ Иларион передал участникам конференции приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Далее епископ Иларион сказал: «Особенностью нынешней ситуации является то, что, несмотря на наличие в Европе сотен миллионов верующих, многие политики отказывают религии в праве на общественное самовыражение. Религия рассматривается ими как частное дело отдельных индивидуумов, не имеющее ничего общего с политическими и общественными процессами. Не довольствуясь отделением Церкви от государства в большинстве стран Европы, эти политики стремятся вовсе исключить религиозную составляющую из общественной жизни, загнать религию в гетто, свести к „частному благочестию“. Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что большинство населения европейского континента принадлежит к христианской вере, тогда как нерелигиозные люди составляют меньшинство во всех странах Европы. Между тем именно секулярная модель общественного устройства навязывается сегодня многими политиками Европейскому Союзу. Эта модель основывается на системе ценностей, выработанной европейской гуманистической цивилизацией, — системе, в которой „мерой всех вещей“ является человек и в которой не предусмотрено специальное место для Бога и религии». У данной системы есть свои неоспоримые достоинства, отметил епископ Иларион. Она, в частности, предоставляет каждому человеку право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Однако у нее есть и важный недостаток: она оставляет слишком мало пространства для религии на общественном поле, не предполагает права религиозных конфессий оказывать прямое влияние на общественные и политические процессы, а также на законотворческую деятельность. Представляется как бы само собой разумеющимся, что ни в общественно-политической, ни в законодательной сферах ни одно решение не должно быть религиозно мотивированным, ибо во всех случаях единственным нормативным ориентиром выступает гуманистическое мировоззрение. Епископ Иларион подчеркнул, что до настоящего времени безраздельное господство гуманистической мировоззренческой модели было характерно лишь для некоторых государств Европы, таких, как Франция, где принцип laicite возведен в норму на всех уровнях общественного бытия и закреплен в законодательстве. Однако в других государствах Европы дело обстоит иначе. Конституции многих европейских стран содержат прямые ссылки на религиозное наследие этих стран. Так, например, конституция Греции начинается словами «Во имя Пресвятой, Единосущной и Нераздельной Троицы»; сходные формулировки содержатся в конституциях некоторых других европейских стран. «Почему же на общеевропейском уровне невозможно найти такую формулировку, которая удовлетворяла бы и верующих, и атеистов? Почему именно безрелигиозный подход избран в качестве „общего знаменателя“ для всей Европы? Эти вопросы не могут не беспокоить представителей Поместных Православных Церквей», — подчеркнул епископ Иларион. На пленарных заседаниях 4−5 мая перед собравшимися выступили с докладами Патриарх Константинопольский Варфоломей, архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, кардинал Роже Эчегерай, епископ Лондонский Ричард Чартрз, советник Президента Европейской комиссии по политическим и религиозным вопросам М. Венингер, заместитель председателя Европейского парламента Г. Димитракопулос, член Европейского Парламента А. Тркактеллис, члены парламента Греческой Республики Т. Пангалос, П. Павлопулос и М. Яннаку-Куцику, основатель Общины Святого Эгидия профессор Андреа Риккарди, почетный президент Французского банка М. Камдессю, профессора ведущих университетов Европы, клирики Элладской Православной Церкви, представители христианских церквей при Европейском Союзе. В докладах был затронут широкий круг вопросов, связанных с участием христианских Церквей в процессе европейской интеграции. Особое внимание было уделено работе Конвента о будущем Европы, задачей которого является подготовка Европейской конституции. Несмотря на разность мнений по некоторым частным вопросам, участники конференции согласились с тем, что в той или иной форме христианское наследие Европы должно быть конституционно признано. Эта мысль прозвучала, в частности, в докладе Патриарха Константинопольского Варфоломея, отметившего, что начала и основы европейской культуры являются по преимуществу христианскими, и именно к христианству должна обратиться Европа для определения фундамента, на котором она построит свое будущее. Патриарх Варфоломей выразил недоумение в связи с упоминанием в опубликованном проекте Европейской Конституции определенных ценностей и принципов без одновременного упоминания их христианской основы. Подводя итоги конференции, Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул подчеркнул: «Немыслимо, чтобы Европейский Конвент не сделал ясного и конкретного упоминания о христианских корнях Европы в той Конституции, которая определит будущее Европейского Союза на многие годы». ОВЦС МП