20 марта 2003 года на очередном заседании Синодальной Комиссии по канонизации святых было принято Разъяснение о канонизации Царской Семьи в связи с опубликованной искаженной информацией по этому вопросу в книге С.С. Бычкова «Святые Земли Русской. Тысячелетие русской святости. Жития и жизнеописания», (составитель С.С. Бычков, издательство «Белый Берег», М., 2002, 608 стр., тираж 3000 экземпляров). Ниже приводится полный текст этого Разъяснения. В недавно вышедшей в свет книге «Святые Земли Русской. Тысячелетие русской святости. Жития и жизнеописания» помещено «Жизнеописание святых царственных мучеников Романовых: Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и Алексия» (страницы 422 — 435, составитель О.И. Барковец). У православного человека имя царственных страстотерпцев ассоциируется с вполне определенными лицами: Императором Николаем Александровичем, Императрицей Александрой Феодоровной и чадами их царевичем Алексием, великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией. Жизнеописание же, помещенное в книге, посвящено только детям последнего Российского Императора, и на странице 422, а также в цветной вкладке, где изображена икона царственных страстотерпцев, отсутствуют царь и царица. Церковь вполне допускает иконные изображения отдельных святых, прославленных в составе какого-либо собора. Но в данном случае прославленные на Архиерейиском Юбилейном Соборе 2000 года страстотерпцы Государь Император Николай II и Государыня Императрица Александра исключены из иконы, изображающей святую Царскую Семью, преднамеренно. Причины этого подробно излагаются в комментарии на 543 странице, где находится следующий текст: «В Русской Церкви, начиная с первых канонизаций, установился особый чин святости — страстотерпцы. Вряд ли у кого-то может вызвать сомнения факт причисления к лику святых детей семьи Романовых. Они пострадали безвинно. Впервые вопрос о причислении к лику святых всей семьи последнего императора был вынесен Синодальной комиссией по канонизации на рассмотрение Архиерейского Собора, который проходил в Москве в феврале 1997 г. Председатель комиссии, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) входил в состав правительственной комиссии, которая изучала все документы о гибели и захоронении Романовых. Он сделал доклад на Архиерейском Соборе. Поддержав митрополита Ювеналия и признав возможным причислить к лику святых детей последнего императора, часть епископов Русской Церкви резко выступила против канонизации Николая II и его супруги. Наиболее четкой и обоснованной была точка зрения митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), который напомнил епископату о том, что именно император Николай II воспрепятствовал созыву Поместного Собора весной 1906 г. и всячески противился назревшим реформам Русской Церкви. Был поставлен вопрос о правомерности канонизации еще и потому, что Николай II отрекся от престола, тем самым ввергнув Россию в пучину Гражданской войны. Архиерейский Собор решил отложить вопрос о причислении к лику святых императорской семьи и постановил, что эта проблема должна рассматриваться Поместным Собором Русской Церкви, который планировалось созвать летом 2000 г. Однако Поместный Собор по непонятным причинам не был созван, а в августе 2000 г. заседал юбилейный Архиерейский Собор, который, игнорируя собственное решение 1997 г., вновь вернулся к отложенной проблеме и все же причислил к лику святых императорскую семью, правда, после того, как было принято решение причислить к лику святых более тысячи новых российских мучеников. К сожалению, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай был тяжело болен (вскоре он умер) и не смог выступить на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Проблему о причислении к лику святых последнего российского императора усугубило непризнание епископатом Русской Церкви подлинности останков, найденных под Екатеринбургом. В июле 1998 г., когда состоялось погребение останков царской семьи в Санкт-Петербурге, Священный Синод принял неожиданное решение не участвовать в погребении. Митрополит Ювеналий, в течение 7 лет работавший в правительственной комиссии, усомнился в подлинности останков, хотя исследования как российских, так и зарубежных ученых подтвердили их подлинность. Причислив к лику святых всю императорскую семью, Архиерейский Собор не ответил на вопрос — а где же находятся останки новых святых? Где их мощи, которым можно было бы поклоняться и совершать богослужения? Все эти вопросы остаются неразрешенными до нынешнего времени. Именно поэтому, впредь до созыва Поместного Собора, который единственный может разрешить эти проблемы, дано жизнеописание безвинно пострадавших детей императорской семьи — Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и цесаревича Алексея». Синодальная Комиссия по канонизации святых считает необходимым выступить с разъяснением по этому вопросу. Определением Архиерейского Собора от 31 марта — 4 апреля 1992 года Синодальной Комиссии по канонизации святых было поручено «при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной Царской Семьи». С 1992 по 1997 год Комиссия посвятила рассмотрению этой темы 19 заседаний, в перерывах между которыми члены Комиссии проводили углубленную научно-исследовательскую работу по изучению различных аспектов жизни Царской Семьи. Уже на Архиерейском Соборе 1994 года в докладе Председателя Комиссии была изложена позиция по ряду завершенных к тому времени исследований. Собор одобрил деятельность Комиссии. А когда вся работа была завершена, об итогах ее было доложено Священному Синоду на заседании 10 октября 1996 года. В связи с тем, что в церковном народе в то время еще не было полного единодушия в этом вопросе, Комиссия сама предложила на Соборе 1997 года не принимать поспешных окончательных решений, а этот вопрос рассмотреть на следующем Соборе, о чем и было принято решение участниками Собора: «Одобрить деятельность Комиссии Священного Синода по канонизации святых. Вопрос о канонизации Царской Семьи передать для решения Поместного Собора Русской Православной Церкви». К Архиерейскому Собору 1997 года была издана и направлена всем Правящим архиереям Русской Православной Церкви и духовным школам брошюра «Материалы, связанные с вопросом о канонизации Царской Семьи» (Москва, 1997). В ней были опубликованы документы, выработанные Комиссией, где рассматривались различные вопросы жизни и деятельности Царской Семьи, наиболее дискутируемые в церковной и светской печати. Согласно Уставу Русской Православной Церкви вопрос о канонизации святых для общецерковного почитания может быть рассмотрен как Поместным, так и Архиерейским Собором (См. 1) Устав РПЦ в редакции 1988 года. Глава II. Поместный Собор, п. 5 г.; Глава III. Архиерейский Собор, п. 5 е. 2) Устав РПЦ в редакции 2000 года. Глава II. Поместный Собор, п. 5 д.; Глава III. Архиерейский Собор, п. 4 д.) Архиерейский Собор 2000 года равночестен Архиерейскому Собору 1997 года, поэтому он имел право принять решение по данному вопросу, что и было сделано. 20 августа 2000 года в Храме Христа Спасителя в Москве в присутствии глав и представителей всех Православных Автокефальных Церквей состоялось прославление многих угодников Божиих, новомучеников и исповедников Российских ХХ века, в том числе и Царской Семьи в полном составе. Деяние о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века гласит: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. Сообщить имена новопрославленных святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы». Оснований к пересмотру этого решения нет. Следует коснуться вопроса об останках Царской Семьи, поскольку дискуссии на эту тему продолжаются до сего дня. Государственная Комиссия «по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского Императора Николая II и членов его Семьи» закончила, как известно, свою работу 30 января 1998 года. Государственная Комиссия признала верными сделанные в ходе следствия Республиканским центром судебно-медицинских исследований и Генеральной прокуратурой Российской Федерации научные и исторические выводы о принадлежности Царской Семье и ее слугам найденных под Екатеринбургом останков. Однако, как у представителей ученого мира, так и у духовенства и верующих, возникли сомнения в связи с известными выводами следователя Соколова, который еще в 1918 году свидетельствовал, что все тела Императорской Семьи и их слуг были расчленены и уничтожены. Священный Синод на своем заседании 26 февраля 1998 года имел суждение по этому вопросу и пришел к следующему выводу: «2. Оценка достоверности научных и следственных заключений, равно как и свидетельство об их незыблемости или неопровержимости, не входит в компетенцию Церкви. Научная и историческая ответственность за принятые в ходе следствия и изучения выводы относительно „екатеринбургских останков“ полностью ложится на Республиканский центр судебно-медицинских исследований и Генеральную прокуратуру Российской Федерации. 3. Решение Государственной Комиссии об идентификации найденных под Екатеринбургом останков как принадлежащих Семье Императора Николая II вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе». Поскольку с тех пор, насколько известно, не было новых результатов научных изысканий в этой области, взгляд Русской Православной Церкви на захороненные 17 июля 1998 года в Санкт-Петербурге «екатеринбургские останки» остается прежним: и на сегодняшний день они не могут быть признаны как принадлежащие Царской Семье. Следует добавить, что отсутствие мощей не является препятствием к прославлению подвижников, мощи большинства которых покоятся либо в неизвестном месте (к примеру у мучеников и исповедников), либо остаются на протяжении многих веков не обретенными. Пресс-служба Московской епархии