Ален де Бенуа: Если бы я был верующим, то был бы православным
В Петербурге состоялась презентация книги знаменитого философа «Против либерализма»…
Презентация книги Алена де Бенуа «Против либерализма», состоявшаяся 20 ноября в Доме Книге в Петербурге, собрала большое количество людей, желающих послушать знаменитого французского консервативного мыслителя (сам он уже не называет себя новым правым, которым был окрещен после 1968 г., т.к. считает, что либерализм смешал все карты, перепутав правую и левую стороны), сообщает наш корреспондент.
Алена де Бенуа сопровождал и блистательно переводил известный философ и политолог Александр Дугин. Вопросы были самые разные: от вопрошания, уместна ли в нашем обществе, еще не «наевшемся» потребительства, критика либеральной модели всеохватного потребления, до краткого вопроса: «Верите ли Вы в Бога?» (философ ответил «нет», но сказал, что уважает религиозный тип мышления, а поскольку вера дается по благодати, то, вероятно, он ее лишен — вполне в духе «галльского острого смысла» и иронического логизма).
Ален де Бенуа обстоятельно и очень интересно рассказывал о своей критике идей бесконечного прогресса и экономических теорий либерализма, заведших человечество в цивилизационный тупик. В частности, он сказал, что если раньше приумножение богатства в мире напоминало пирамиду (снизу — вверх), то теперь либеральный мир можно представить, скорее, в виде песочных часов: богатства аккумулируются наверху, среди т.н.элиты, и лишь в небольших количествах просачиваются вниз, к большинству населения.
На вопрос о том, знакомы ли современные политики с политической философией, А. де Бенуа саркастически ответил, что политика и философия в современном мире далеко отстоят друг от друга, а политика есть смешение шоу и административного ресурса. На вопрос же, есть ли в мире партии, которым он симпатизирует, философ заметил, что сейчас таких партий просто нет, либерализм все размыл. Отвечая на вопрос о заполонении Европы и России мигрантами, А. де Бенуа сказал, что относится к мигрантам как к жертвам того же либерализма, который вынуждает людей лишаться Родины и семьи в поисках заработка. Но при этом он выразил убеждение, что регулировать потоки мигрантов необходимо: «Ведь если в Москве живет 10 тысяч китайцев, это китайская колония внутри Москвы. Но когда этих китайцев будет 10 миллионов, то уже Москва будет китайской колонией».
Прокомментировал он и интересный парадокс о российских властях, которые, на словах выступая чуть ли не консерваторами и патриотами, на практике оказываются ультралибералами. Это напомнило философу американских консерваторов, которые разрушают все, что на словах хотят защищать. Де Бенуа объясняет это тем, что они связывают будущее страны со своим собственным капиталом. Но то, что было справедливо для, например, Германии ХIХ столетия, не годится сейчас, ибо в наше время деньги не имеют родины. Поэтому современные политические элиты на деле несвободны в своем выборе, т.к. они зависят от своих капиталов. Автор этих строк спросил, знает ли А. де Бенуа российских критиков либерального капитализма, в частности, работы Андрея Фурсова (см., в частности, его недавнее интервью «Комсомольской правде» в N от 19−26 ноября «Весь мир капитализма мы разрушим! До основанья! А зачем?»). На это французский мыслитель сказал, что из-за проблем с переводом он не знает конкретных имен, но знает, что критики либерализма в России есть, иначе бы он сюда не приехал представлять свою книгу.
Корреспондент РЛ имел возможность задать вопрос в кратком интервью после презентации книги. Он звучал так: «Господин де Бенуа, Вы сказали, что персонально Вы неверующий человек. Но в то же время Вы не верите и в либеральный идол бесконечного прогресса. Это роднит Вашу позицию с христианской эсхатологией. Вы более пессимистичны, чем христиане, которые верят в финальное торжества Добра, в новую землю и в новое небо?» А. де Бенуа подчеркнул, что есть разные христиане: католики, православные, протестанты. И если бы он был верующим, то стал бы православным. Но он полагает, что христиане тоже верят в бесконечный прогресс, только в других, уже неземных формах. Его точка зрения более осторожна, даже пессимистична: история — это открытый процесс, и чем все закончится, никто не знает. В любом случае, заметил А. де Бенуа, ближайшие 20−30 лет нас ждет сложный и тяжелый переходный период.
Книга А. де Бенуа уже находится в открытой продаже. Русская линия