Обращение и приветственное послание ее участникам направили митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал) и ректор Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия и Карпатского университета имени Августина Волошина протоиерей Виктор Бедь. «Укрепление и развитие взаимодействий духовного и светского образования, — говорилось, в частности, в послании Виктора Бедя, — является одной из важнейших задач современного внутреннего и внешнего миссионерского служения нашей Церкви, на что особенно акцентирует свое внимание Святейший Патриарх Кирилл. Именно христианство положило началу равноправного синтеза между богословскими дисциплинами и светскими знаниями, примером чему служат такие выдающиеся столпы благочестия и образованности, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Петр Могила, Филарет Московский и многие другие».
Конференцию и ее первое пленарное заседание, проходившее 5 ноября, открыл своим приветственным словом архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин), особо подчеркнувший актуальность нынешнего научно-богословского форума. «Мы переживаем время, когда Церковь и государство ищут новые пути взаимосвязи, пытаются решить общие для всего Отечества вопросы, — отметил он. — Задача и ученых, и деятелей Церкви состоит в поиске единого созидающего начала, того, что может стать общим, но не в разделениях. И наша конференция являет собой демонстрацию того единства, которое и должно царить в обществе. Не случайно и открытие конференции совпадает с днями церковно-государственных празднований Дня народного единства. В этом году гостями нашей конференции стали представители Белоруссии. Армении, Соединенных Штатов Америки, регионов России. Поле взаимосвязи богословия и светских наук становится полем общих интересов различных ученых и исследователей». Кроме этого, казанский архиерей особо обратил внимание собравшихся на необходимость расширения работы РПЦ с молодежью.
С приветственным словом к участникам конференции обратился также заместитель председателя Управления по делам религий при Кабинете министров Татарстана В.Н.Козлов, предложивший, как сообщается на епархиальном сайте, придать следующей X конференции «Богословские и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» статус всероссийской, а поскольку круг ее участников ежегодно увеличивается, вывести таковую «и на международный статус».
На первом пленарном заседании с докладами выступили кандидат богословия, преподаватель КазДС протоиерей Игорь Цветков («Онтология свободы: от Ф.М.Достоевского до В.Н.Лосского»), доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН В.В.Мильков («Религиозно-этическая программа „Поучения“ Владимира Мономаха»), кандидат медицинских наук, директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, профессор Д.А.Авдеев («Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям») и выпускник Гарвардского университета, исследователь Д.А.Духовской («Православная молодежь Америки»).
Далее работа конференции продолжилась в секциях, которых, как и в прошлом году было четыре: «Богословие и философия», «Церковная история» (подсекции — «Историческое церковное краеведение» и «Русская церковная история»), «Филология», «Православие, психология и психиатрия». Всего, как сообщается на сайте «Православие в Татарстане», за два дня работы на секциях был заслушан семьдесят один доклад. В конференции принимали участие, главным образом, представители Казани, а также ученые и богословы из других российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Гусь-Хрустального, Йошкар-Олы, Нижнего Новгорода и др. Впервые в ней участвовали докладчики из Белоруссии и США. Заявлялись участники из Армении и Сербии.
Традиционно обширной оказалась историко-исследовательская составляющая конференции. При этом в церковно-краеведческом разрезе можно отметить определенный рост интереса исследователей к миссионерской тематике, что учитывая дореволюционную специфику Казанской епархии и современные задачи церковного окормления православных народов Среднего Поволжья (кряшен, чуваш, марийцев и других), вполне закономерно. В разрезе же общей церковной истории заметное внимание уделялось взаимоотношениям церкви и государства на различных переломных этапах развития, а также межконфессиональному взаимодействию, что также можно считать ответом на актуальные «вызовы времени».
На секцию «Церковная история» (подсекцию «Историческое церковное краеведение») были заявлены доклады и сообщения: канд. ист. наук И.Е.Алексеева (Казань) — «Из истории управления Казанским Спасо-Преображенским миссионерским монастырем (1909 — 1912 гг.)», канд. ист. наук Е.В.Афониной (Казань) — «Старообрядческий след» в деле о похищении явленной Казанской иконы Божией Матери", историка-краеведа И.А.Алиева (Казань) — «Покровский (Новый) храм города Казани», зав. Музеем Казанского Большого драматического театра им. В.И.Качалова Ю.А.Благова (Казань) — «К истории Покровской церкви села Полянки Спасского района Республики Татарстан», канд. ист. наук А.М.Елдашева (Казань) — «Преподобномученица Маргарита Мензелинская», студента КазДС А.В.Ермошина (Казань) — «Манифест о веротерпимости 1905 года и вопрос о создании общеобразовательных учебных заведений Казанской епархии», канд. искусствоведения, зам. директора Государственного музея изобразительных искусств РТ Е.П.Ключевской (Казань) — «Из истории монастырских ремесел и искусства: рукодельная школа Казанского Богородицкого женского монастыря», священника Алексия Колчерина (п. Рыбная Слобода, Татарстан) — «О решающем значении миссионерских переводов на примере христианизации нерусского населения Казанского края во второй половине XIX века», канд. ист. Наук Е.В.Липакова (Казань) — «Преподобный Гавриил (Зырянов) о революционном движении», аспиранта Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Р.К.Эльмуратова (Москва) — «Роль научных командировок в развитии миссионерского направления в Казанской духовной академии (1869 — 1917 гг.)».
На подсекцию «Церковная история»: канд. ист. наук, ученого секретаря Российской национальной библиотеки А.И.Алексеева (Санкт-Петербург) — «Иван III и митрополит Зосима (эпизод из взаимоотношений светской и церковной властей в конце XV в.)», выпускника КазДС Е.А.Аравина (Казань) — «Истоки толерантных взаимоотношений между Православием и Исламом в России», канд. ист. наук, ст. науч. сотр. Института Российской истории РАН Е.В.Беляковой (Москва) — «Кормчая книга и переломный этап русской культуры», генерального директора издательства «Индрик» К.А.Ваха (Москва) — «К истории паломничества в Святую Землю великого князя Константина Николаевича в 1859 году», доктора ист. наук Г. В.Ибнеевой (Казань) — «Крымские татары в церемониале путешествия Екатерины II в Крым (1787 г.)», канд. богословия Д.А.Карпука (Санкт-Петербург) — «Коллизия церковной власти и богословской науки в России в конце XIX — начале XX вв.», канд. ист. наук О.Л.Малышевой (Казань) — «Патерналистская модель управления в трудах митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова)», канд. ист. наук А.Ю.Михайлова (Казань) — «Реформирование Русской Церкви в начале ХХ века: стратегии архимандрита Михаила (Семенова)», протоиерея Романа Модина (Казань) — «Святитель Филарет (Дроздов) и духовенство балканских Поместных Церквей в русских академических школах XIX века», студента КазДС В.В.Федотова (Казань) — «Состояние просвещения в Древней Руси, причины и последствия», студента Казанского государственного университета (КГУ) В.Г.Филиппова (Казань) — «К вопросу о феодализме в Киевской Руси и его историографии (светский и церковный аспекты)», протоиерея Максима Хижия (Гусь-Хрустальный) — «Проблемы веротерпимости в Российской империи начала XX века», канд. ист. наук П.Г.Чистякова (Москва) — «Кипрская икона в селе Стромыни Московской губернии: становление культа и формы почитания», преподавателя КазДС С.С.Шадрина (Казань) — «Русская Церковь в государственной гимнографии России и СССР (XVIII — нач. XXI вв.)».
Большим тематическим разнообразием, как и в прошлые годы, отличались также выступления, прозвучавшие на секции «Филология». Согласно программе конференции, на нее были заявлены доклады и сообщения: иерея Алексия Агапова (г. Жуковский) — «Изоколический принцип в тактировке церковных песнопений», канд. филол. наук Л.С.Андреевой (Казань) — «Славяно-книжный компонент в русской дипломатической риторике конца XVII — начала XVIII вв. (к истории языковой личности П.А.Толстого)», студента КазДС А.В.Егорова (Казань) — «Особенности употребления и перевода инфинитивных конструкций в послании к Римлянам», канд. филол. наук, иерея Федора Людоговского (Москва) — «Строфические ключи в церковнославянских акафистах Богородице», руководителя Церковнославянского центра при РАН, канд. филол. Наук А.Г.Кравецкого (Москва) — «Кликуша: слово и понятие», аспирантки КГУ А.И.Кузовенковой (Казань) — «Языковое своеобразие Паремейника по рукописи Тр. 4 второй половины XIV в.», канд. филол. наук Л.В.Левшун (Беларусь) — «Художьство и хытрость: попытка теологического подхода к типологии культур», канд. филол. наук С.И.Меречиной (Казань) — «Грамматические средства выражения категории времени в древнерусской церковной литературе», канд. филол. наук О.И.Митрофановой (Казань) — «Сакральное содержание концепта „вера“ в поэтическом языке П.А.Вяземского», доктора филол. наук Н.Г.Николаевой (Казань) — «Опасности перевода: расхождения с греческим текстом в древнерусских Ареопагитиках», канд. филол. Наук М.О.Новак (Казань) — «Традиции цитирования Священного Писания в современной отечественной церковной проповеди», преподавателя О.С.Пайминой (Казань) — «Троицкий сборник XII — XIII вв. как источник, представляющий интерес для богословских и светских наук», канд. филол. наук А.А.Плетневой (Москва) — «История слова и формирование исторического мифа: к постановке проблемы», аспирантки КГУ Т.О.Пономаренко (Казань) — «Морфологические особенности Жития Нифонта 1222 г.», канд. филол. наук Ружицы Баича (Сербия) — «Ка основама проучава, а православне ономастике у српско лингвистици», директора Института русской словесности при Российско-Армянском (Славянском) университете А.Г.Саркисяна (Армения) — «Антропонимы в составе русских и армянских библейских крылатых выражений (на примере русского и армянского языков)», канд. филол. наук О.В.Чевела (Казань) — «Литургический образ и миф», доктора филол. наук А.Ю.Чернышевой (Казань) — «Исповедные рече-поведенческие тактики призыва к вере и любви».
Следует отметить, что, по сравнению с предыдущими конференциями, заметно возрос интерес ее участников к проблеме христианского отношения к психическим заболеваниям, проявлениям девиантного поведения, пьянству и наркомании. Характерно также, что разговор о них шел почти исключительно на уровне специалистов с ученым званием не ниже кандидатов наук. При этом большинство из рассматривавшихся проблем находят в настоящее время вполне конкретное практическое преломление.
Помимо упомянутого выше пленарного доклада профессора Д.А.Авдеева, вызвавшего заметный интерес аудитории, среди представленных на секцию «Православие, психология и психиатрия» значились доклады и сообщения: канд. соц. наук П.Н.Афанасьева (Казань) — «Антропологические практики психотерапии и религии», канд. психол. наук Э.А.Ахмадуллиной (Казань) — «Духовный аспект развития женского самосознания» и «Целостность как критерий духовного развития женщины», канд. мед. наук И.В.Басовой (Чебоксары) — «Алкоголизм как искушение и возможный спутник нравственного становления подростков», студента КазДС С.С.Кульпинова (Казань) — «Анализ понятия о личности и человеке в целом в Восточном и Западном богословии эпохи Средних веков», канд. филол. наук С.М.Маклашевой (Казань) — «Психология в пастырском душепопечении (Введение в Пастырскую психологию)», психолога Ю.Г.Новиковой (Казань) — «Пути решения актуальных проблем в работе психолога», канд. философ. наук А.В.Павловой (Казань) — «Духовное и душевное в психотерапии», аспирантки СПбГУ М.А.Пахмутовой (Санкт-Петербург) — «Духовно-нравственная составляющая содержания понятия „личность“ в психологии», канд. психол. наук С.В.Петрушина (Казань) — «Резонансный подход в психологическом консультировании», канд. психол. наук В.А.Порядина (Чебоксары) — «Основные детерминанты формирования гендерной идентичности личности», канд. психол. наук Т.В.Рябовой (Казань) — «Некоторые особенности деятельности светского и православного психолога и психотерапевта: различия и единство», канд. психол. наук Л.В.Селивановой (Чебоксары) — «Психология религии как один из источников формирования нравственных отношений в семье», канд. пед. наук Э.Т.Совитовой (Казань) — «Резонансный метод и духовный аспект развития человека», канд. психол. наук Л.Р.Фахрутдиновой (Казань) — «Духовная составляющая психотерапии», старшего преподавателя М.В.Федоренко (Казань) — «Особенности личности больных раком щитовидной железы на отдаленных сроках после радикального противоопухолевого лечения на этапе психологической реабилитации», студента КазДС В.В.Федотова (Казань) — «Психология покаяния в Православии, Католицизме и Протестантизме», канд. психол. наук Т.В.Филипьевой (Москва) — «Из опыта православного психолога в семейном консультировании», канд. ист. наук А.Л.Хинканиной (Йошкар-Ола) — «Проблемное поле православной психологии и психотерапии».
Заметным разнообразием тем и глубиной осмысления отличались выступления участников секции «Богословие и философия». На нее были заявлены выступления и сообщения: канд. философ. наук О.Д.Агапова (Казань) — «Феноменологические аспекты конституирования социокультурной реальности Церкви», преподавателя ПСТГУ И.С.Дубровина (Москва) — «Наука Нового времени и богословские аспекты философских идей Блеза Паскаля», канд. богословия, иерея Сергия Завьялова (Казань) — «Теория познания Дж. Локка», канд. филос. наук Н.Я.Зарецкой (Казань) — «Религия и философия», студента КазДС С.С.Кульпинова (Казань) — «Проблема теодицеи в светской философии к. XVII — первой половины XVIII вв.», доктора филос. наук В.И.Курашова (Казань) — «Креационизм и эволюционизм: научный анализ без предвзятостей и тенденциозностей», старшего преподавателя А.И.Меречина (Казань) — «О некоторых особенностях символического мировосприятия: гносеологический подход», старшего преподавателя А.Г.Покровского (Чебоксары) — «Проблема конкретности человека в философии», канд. филос. наук Т.И.Хижая (Владимир) — «Православное богословие брака в XX в.» и кандидата богословия, иерея Сергия Шкуро (Казань) — «Концепт „смерть“ в мифопоэтической картине мира А. Платонова».
Работа по секциям, начавшаяся 5 ноября, продолжилась в первой половине следующего дня, 6 ноября, работой конференции. После того, как доклады и сообщения ее участников были заслушаны и обсуждены, в актовом зале КазДС прошло второе (заключительное) пленарное заседание, которое открыл архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин). Вслед за ним перед собравшимися выступили руководители секций, представившие краткие отчетные сведения о результатах проделанной работы. Как сообщается на сайте «Православие в Татарстане», после подведения итогов «Владыка Анастасий обратился ко всем собравшимся, выражая благодарность всем участникам, докладчикам и слушателям конференции и приглашая всех выступавших, не оставляя традиции, принять участие в следующем году». После же завершения официальной части всем участникам конференции была предложена праздничная трапеза. Русская линия