Святейший Патриарх Кирилл: «Нас просто обескураживают эти идеи»
Предстоятель Русской Церкви рассказал о признаках наступления цивилизации безумия…
Вчера, 28 сентября, в заключительный день Первосвятительского визита в Белоруссию, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился со студентами высших учебных заведений и молодежью Витебска, сообщает Патриархия.Ru.
«Я хотел бы свое выступление начать цитатой из замечательного французского физика-классика и одновременно философа Блеза Паскаля. Он сказал замечательные слова: „Между нами и адом, между нами и небом — только жизнь, самая хрупкая вещь на свете“. Действительно жизнь человека — это хрупкая система. В молодости эта хрупкость не сознается. Может быть, только когда упадешь, ударишься или столкнешься с какой-то бедой, вдруг неожиданно вырастает проблема, с которой справиться не можешь. Тогда возникает состояние неустойчивости. Но молодой человек вообще „заряжен“ на будущее. В молодости раскрываются потенции, способности, силы человека. И потому взгляд молодого человека всегда оптимистичен. Так Богу было угодно — взгляд устремлен в будущее. Прошлым молодой человек не живет, потому что прошлого просто нет, оно совсем маленькое, короткое: воспоминания детства о папе, маме, семейных отношениях; но вся энергия обращена в будущее. И поэтому очень часто создается иллюзия стабильности и прочности. Эта иллюзия возникает еще и потому, что молодой человек в детстве находится (если, конечно, детство нормальное) в защищенных условиях. Чувство защищенности становится таким органичным, что даже подвергнуть сомнению сам факт защищенности ребенок не может. Он защищен родителями, защищен домом, и для него жизнь — это не какая-то хрупкость, а некая надежность, стабильность. И только когда человек вырастает, когда он сталкивается с реальными жизненными проблемами, — вот тогда он начинает много переосмыслять», — считает Патриарх Кирилл.
«Нужно сказать, — продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви, — что с возрастом это переосмысление становится все более критическим. Во-первых, потому, что с возрастом меняются физические условия — как мы говорим, физические кондиции организма. То, что раньше казалось возможным и почти безграничным, с возрастом становится ограниченным и не таким уж возможным, а это заставляет человека более глубоко проникать в суть вещей, в том числе и в понимание того, что есть жизнь. Правда, не всегда это происходит и с возрастом, не всегда с возрастом приходит мудрость. Но чем раньше человек обретает мудрость, тем он становится сильнее».
По его словам, одна из задач молодого поколения заключается в том, чтобы «вместе с образованием, вместе с опытом жизни приобреталась мудрость, которая, в конце концов, есть способ критического восприятия опыта предыдущих поколений». Святейший Патриарх отметил, что результатом мудрости становится такое устройство человеческой жизни, которое, «оставаясь все-таки хрупким, как правильно сказал Паскаль, одновременно становится и надежным». «И все это очень связано с понятием человеческого счастья. Но если хрупкость жизни завершается крахом? Если разбивается этот тонкий сосуд, разлетаясь на мелкие кусочки? Жизненный крах — это катастрофа. А как жить так, чтобы сосуд не разбился, чтобы потом не надо было его склеивать — а иногда уже и склеить ничего невозможно? Вот здесь помогает, в том числе, мудрость житейская, основанная также и на опыте предыдущих поколений. Этот замечательный тезис Паскаля о хрупкости жизни помогает понять нечто очень важное, что выводит нас на идею того, что есть смысл человеческой жизни», — отметил Предстоятель Русской Церкви.
«Перед тем, как поговорить на эту тему, я бы хотел сказать о первых двух словах этой фразы Паскаля: „Между нами и адом, между нами и небом — хрупкая жизнь“. Конечно, кто-то скажет: „Никакого ада нет, и никакого неба нет, все заканчивается могилой“. Такой взгляд на жизнь был достаточно распространен в недавнем прошлом, да и сегодня многие люди не связывают свою жизнь ни с какой перспективой, кроме этой, земной, перспективы», — подчеркнул он.
«В молодости время идет долго, — заметил Патриарх, — и даже молодой человек студенческих лет может на своем опыте это понять. Как долго тянулись школьные годы! Десять лет казались вечностью. Как долго длился учебный год, как долго длились благословенные каникулы! А у студентов все идет уже гораздо быстрее. И годы учебы в институте или в техникуме, и начало рабочей карьеры — все это стремительно уже идет, быстро меняется. Не успел в отпуск пойти, он уже закончился. Этот спидометр начинает крутиться еще быстрее, когда вы приближаетесь к сорока годам, и еще быстрее, когда к пятидесяти. И как человек, достигший все-таки уже весьма почтенного возраста, я могу сказать: вся жизнь воспринимается как миг».
«Жизнь действительно не только хрупкий сосуд, но и очень скоротечная временная система, быстро меняющаяся и быстро проходящая. Но как здесь ухватить смысл, как понять, что же главное, если жизнь хрупкая и существует огромное количество опасностей, способных разрушить эту систему? И, с другой стороны, как все понять и почувствовать, когда жизнь так быстро течет? Хорошо, если все гладко получается: хорошая семья, хорошее детство, хорошая учеба в школе, хорошее образование, удачный брак, хорошие дети, хорошие внуки, хорошая старость, хорошая пенсия. А если совсем не так? А статистика показывает, что совсем не так и к таким, по крайней мере внешне, благополучным людям себя может отнести лишь меньшинство», — отмечает Предстоятель Русской Церкви.
«Жизнь не является той лучезарной розовой картинкой, которая всегда рисуется в воображении молодого человека. С одной стороны, подобное представление о жизни придает оптимизма, жизненной силы; но с другой стороны, когда молодой человек вырастает в этих цветочных грезах, в этом розовом мире, а потом соприкасается с реальностью, которая может разрушить хрупкость жизни, — тогда происходит жизненная катастрофа. Никто не может гарантировать благополучных внешних условий на протяжении всей человеческой жизни. Самая благополучная жизнь несет в себе некие драмы и, даже может, быть катастрофы. Но для того, чтобы жизнь была благополучной даже при сложных внешних обстоятельствах, для того, чтобы человек был счастливым, для того, чтобы он имел возможность пройти жизнь, полную смысла, необходимо что-то очень важное иметь внутри себя. Я называю это внутренним человеком. Внутренний человек — это наше самосознание. Это мы, это наша душа», — считает он.
«А что же такое внутренний человек? Как сформировать этого внутреннего человека? — задается вопросом Патриарх. — Здесь я бы хотел сказать о трех вещах. Наше внутреннее „я“, наше самосознание реализует себя в интеллектуальной сфере, в сфере наших волевых установок и действий и в сфере наших чувств. Поэтому воспитание разума, воспитание воли и воспитание чувств — это и есть те направления, которые помогают формировать внутреннюю личность человека».
«Но, наверное, самое важное, что есть в человеке (а все остальное можно назвать вторичным) — это способность отличать добро от зла, нравственное чувство. Пока человек отличает добро от зла, он человек. А как только перестает отличать — он ничем не отличен от животного. Самые страшные проявления человеческой личности — там, где потеряно различие между добром и злом, когда люди злу начинают служить сознательно, разумно, не видя, что это зло. Нравственное чувство заложено Богом в нашу природу. Это удивительно, я много раз об этом говорил, и вам еще раз скажу. Светская, нерелигиозная философия не может объяснить нравственного феномена. Все объяснения уязвимы. (..) И, кстати, самым ярким доказательством этого тезиса является то, что на протяжении всей человеческой истории существует такое понятие, как положительный герой. Политические системы менялись: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические, демократические, и, наверное, еще будут меняться в будущем. А по-настоящему положительный герой один и тот же. Может быть, опасность нашего времени заключается в том, что предпринимается попытка изменить эту парадигму положительного героя, перенаправить сознание людей к другим целям и ценностям и сказать, что не тот былинный герой, который вышел из жития святых, из народной традиции, является положительным, а новое „нечто“, что стремится к комфорту, к благополучию, к деньгам, к власти», — сожалеет он.
По его мнению, «если нравственные категории входят в культуру человека, законодательство, если на основании этих нравственных категорий, которые были сохранены и проанализированы посредством веры, строится общественная и личная жизнь, то тогда закон Божий — объективный, вечный и неизменный закон человеческого бытия — полагается в основу жизни людей».
«Я хотел бы сейчас поговорить о чем-то, что уже имеет непосредственное отношение к нашему времени (хотя и эти исторические примеры важны). Мы знаем о том, что существуют европейские ценности. Это ценности, связанные, в первую очередь, с пониманием человеческой свободы, человеческих прав и закона. Замечательные ценности. Но есть огромная ошибка и огромная опасность в современном развитии Европы. Этот набор истин, которые выросли из христианского нравственного закона, в современном политическом мышлении европейцев в значительной мере отрывается от религиозных корней. Опять Законодатель не нужен: мы только следствие возьмем, используем и сформулируем свое собственное понимание свободы, человеческих прав, важности закона вне связи с Законодателем. Было предложено включить в преамбулу европейской конституции ссылку на то, что Европа имеет христианские корни, — отказались: нет корней. Права, свободы, то, что выросло из христианской традиции — есть, а христианства нет, это частное дело каждого. Так в наше время, на наших глазах предпринимается попытка еще раз наступить на те же самые грабли. А наступление на грабли всегда чревато опасностью. Во-первых, палка по лбу бьет, и крепко. И если сегодня, подчеркивая свободу человека, его права, мы отказываемся от христианского и религиозного понимания этих величайших ценностей, если мы отказываемся от того, что свобода и права должны сопровождаться нравственной ответственностью личности, то мы толкаем человека к раскрепощению его страстей. Мы толкаем человеческое общество в цивилизацию безумия», — считает он.
«Я приведу вам некие примеры, знаки наступления этого безумия. Всем хорошо известна тема, которая очень будоражит до сих пор наших людей, но которая уже давно перестала будоражить европейцев: когда законный человеческий брак, Богом благословленный, уравнивается с гомосексуальными связями. Все чаще и чаще поднимается вопрос о том, что, поскольку человек свободен, то почему нужно ограничивать законом возраст вступления в сексуальные отношения. С одной стороны, как бы идет борьба с педофилией, а с другой, все чаще и чаще раздаются голоса: человек свободен — не надо его ограничивать. Один современный австралийский философ договорился до того, что аборты можно было бы заменить умерщвлением новорожденных детей, пока у них нет сознания: „Аборт — это сложная вещь, травмирует организм; можно проще сделать, можно прекратить существование нежеланного ребенка“. Нас просто обескураживают эти идеи. Но ведь они исходят от благонамеренных университетских профессоров, которые оперируют совершенно конкретными философскими понятиями поведенческой психологией людей. А почему нет? Если нет ни ада, ни рая, если всего отмерено 75−80 лет, то почему нельзя так себя вести? Одна английская баронесса, философ, предлагает старикам, особенно больным, заканчивать жизнь самоубийством и предлагает это совершенно открыто, говоря о достойном окончании человеческой жизни: „Зачем быть обузой для детей, для среды? Пожил свое и уходи“. И в основе всего принцип свободы: „Я свободен! Человек автономен, никакого Бога нет, я сам себе система ценностей, я сам для себя система координат“. Вот так же, как заимствование христианской этики без Христа привело к краху системы, которую мы все хорошо знаем, как использование научных идей вне религиозной и нравственной ответственности привело к философии фашизма, так и сегодня в потребительском, богатом, комфортном обществе выросшие из христианства идеи свободы и прав могут обернуться трагедией для человеческого общежития», — подчеркнул Патриарх Кирилл. Русская линия