Известные православные священнослужители рассуждают о природе русофобии и ненависти к Церкви…
Не секрет, что либерально-прозападнические убеждения, распространенные среди части российской интеллигенции, включают в себя две аксиомы: 1) В любом внешнеполитическом противостоянии России с любой другой страной виновата Россия; 2) В любом конфликте с кем бы то ни было, в который так или иначе вовлечена Русская Православная Церковь, вне зависимости от повода и причины, неправа Церковь, говорится в статье, опубликованной на сайте Regions.Ru. Вот характерные высказывания крайнего представителя этой идеологии — Валерии Новодворской: «Народ должен сам расхлебывать последствия собственной политической пассивности и собственного добровольного рабства. Когда путинская Россия пойдет по миру за подаянием, я буду требовать, чтобы ей не давали ни одной корочки хлеба. (..) У иерархов Русской Православной Церкви, у этих прихлебателей власти, у этих жалких лакеев, совести нет вообще».
«Чем бы вы объяснили популярность подобной идеологии в определенных кругах?» — с такими вопросами обратились Regions.Ru к священнослужителям.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, согласился, что ненависть к России и к Церкви распространены в некоторых кругах — прежде всего, среди столичной интеллигенции. «У сравнительно узкого круга лиц есть, видимо, некая психологическая предрасположенность к восприятию и распространению идей такого рода. В некоторых случаях подобная предрасположенность и пристрастие выходят за рамки собственно психологии и проникают в область психиатрии, демонстрируя так называемые „пограничные состояния“, описываемые термином „сверхценные идеи“. Это некое иррациональное явление, устойчивыми признаками которого становятся открыто декларируемая нелюбовь к Отечеству и отсутствие какого-либо понятия о духовно-нравственных и национальных идеалах», — сказал он.
«Но поскольку вообще без идеалов обойтись нельзя, идеалы истинные заменяются земными и поверхностными, а национальное сознание, опирающееся на духовно-нравственные основы и Церковь, предлагающая небесные идеалы, в принципе отвергаются», — добавил священник.
«Но я бы отметил, что любая идеология является лишь карикатурой на целостное мировоззрение. Поэтому сторонники, казалось бы, прямо противоположных взглядов, по духу бывают очень близки к описанным. Я имею в виду, например, взгляды А. Проханова», — заметил отец Владислав.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что в разнородном обществе всегда найдутся те, кому что-то не нравится. «Сейчас можно найти сторонников каких угодно взглядов. Общество разнообразно, воспитание и среда накладывают свой отпечаток на людей. У некоторых людей, живущих в нашей стране, мы увидим крайние проявления ксенофобии, а у других — крайнее неприятие всего русского», — сказал он.
«Среди наших правозащитников немало найдется людей честных и порядочных. Своей искренностью и убежденностью они чем-то напоминают пламенных революционеров из нашего недавнего прошлого. За идеи светлого будущего и справедливости они себя не жалели. Можно сказать, что они были из того же теста, что святые — только Христа у них не было», — отметил отец игумен. «Вопрос ведь в том, куда человек направляет свои душевные и духовные силы. В данном случае речь идет, очевидно, о людях заблудших. Так было и сто, и двести лет назад. А тотальное отрицание России и Церкви — это уже клинический случай, свидетельствующий о серьезном повреждении человеческой природы. Слава Богу, эти взгляды, сколько я могу судить, непопулярны», — заключил он.
Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове напомнил о понятии «образованщина», которое в одноименной статье ввел А.И.Солженицын. «Да, отдельные люди, воспитанные в западнической антирусской традиции (коммунистический и либеральный интернационализм) высказывают подобные взгляды. Но они не так уж популярны и только свидетельствуют о неизжитом до сих пор комплексе неполноценности ряда российских „образованцев“», — сказал он. «Нашим прозападным правозащитникам правильней было бы подтягивать общественное мнение в России не к западным демократическим представлениям о равенстве в конечном итоге добра и зла, а к Правде Божией, которая включает в себя и бережное отношение к подчиненным, и совестливое распоряжение богатством и властью, и милосердие к обездоленным», — добавил священник.
«Защищать нужно не только демократические права и свободы (у нас уже приняты все демократические законы, но они не исполняются), а защищать в первую очередь надо нравственность и совесть, основанные на ответственности перед Богом. Тогда и законы будут исполняться», — заключил он.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что антирусская система убеждений и соответствующий ей стиль высказывания наследуют давней традиции. «Эту традицию можно вести, например, от декабристов, от Чаадаева. Следование данной традиции требует от членов такой „группы по интересам“ консолидации на каких-то устойчивых принципах, что нередко порождает стереотипы, которые препятствуют объективным оценкам, но зато обеспечивает надежный способ самоидентификации, формирует „тренд“», — сказал он. Русская линия