«Статья Павла Иванова не отличается корректностью»
В Тверской епархии заявляют, что информация СМИ об уничтожении фресок в Успенском соборе Твери не соответствует действительности…
В редакцию «Русской линии» поступила публикация «В Твери настоятель храма уничтожил уникальные фрески», авторство которой принадлежит журналисту газеты «Тверские ведомости», доценту кафедры теологии Тверского государственного университета Павлу Иванову. Статья опубликована в газете «Тверские ведомости».
«Видит Бог, до конца теплилась надежда никогда не увидеть того разгрома, который пришлось увидеть теперь в Успенском соборе — когда-то главном храме Отроч монастыря в Твери (близ речного вокзала). Но, увы — пришлось. Теперь в этом одном из старейших храмов Твери скоро не будет его главной составляющей: уникальной стенной живописи XVIII века. Погибает она не оттого, что отваливается и шелушится: в таком нуждающемся в реставрации состоянии она могла существовать еще много лет. Ее даже не забеливают, даже не заклеивают и штукатурят, как делается в нормальных условиях и в нормальных приходах, у которых нет денег на реставрацию. Штукатурку счищают до кирпича, на кирпичи закрепляют сетку и заново штукатурят стены. Это делается по инициативе настоятеля Успенского собора игумена Петра (Танашкина)», — говорится в статье.
«Успенский храм был возвращен епархии в середине 1990-х гг. Многие тверитяне хорошо помнят первого настоятеля храма, отца Владимира Лебедева, человека, при всех его отдельных недостатках, искренне верующего, любившего и храм, и его историю. На рубеже веков из Краснодарского края приехал новый настоятель Успенского собора — Петр Танашкин, тогда еще просто священник. Желание сбить все казавшиеся ему ненужными росписи возникло у него сразу», — отмечается в публикации. «Но сразу все сбить отец Петр не решился, — пишет Павел Иванов. — Потихоньку уничтожил незаметные для посторонних росписи алтаря, где погибла барочная лепнина середины XVIII в. и великолепная композиция „Христос на престоле“».
«Логика отца Петра, которую он внушил и прихожанам, следующая: за девять лет его в Твери никакой государственный орган денег ему на реставрацию не принес, а значит, государству памятник не нужен, а значит (вот тут интересный ход мысли), можно с ним делать все, что заблагорассудится. Якобы и Путину он уже письма писал, и Грызлову. Комитет по охране памятников каждый год только обещает, а ничем не помогает. А раз нет денег, то и терпения тоже нет: давай, ломай все. Нет памятника, нет и проблем», — говорится в публикации.
«К сожалению, наша современная Церковь действительно больная. Она больна своим застарелым культурным невежеством, идущим еще с дореволюционных времен. Я не удивляюсь, что отец Петр не одинок в своем глубоком равнодушии к тому, что он воспринял в чужом для него городе и чужом для него храме. Но просто монашеская и обычная совесть должна же быть у человека!» — сокрушается журналист. «В областной прокуратуре, куда мы обратились с заявлением о вопиющем случае современного варварства, нам пояснили, что заявление передано в Заволжскую районную прокуратуру города Твери и в ближайшее время будет осуществлена проверка действий прихода в отношении памятника. Об ее итогах мы обязательно сообщим. У тверских ученых, реставраторов и искусствоведов, которых мы успели оповестить о происходящем, сообщение об уничтожении росписей вызвало настоящий шок. Все сначала не могли поверить, что такое в Твери вообще возможно. Затем реакция их на это известие была одинаковой: „К сожалению, такое отношение к памятникам в наши дни не редкость. Жаль, что мы видим это со стороны Церкви“», — говорится в статье Павла Иванова.
Мы связались с Тверской епархией для того чтобы прояснить сложившуюся ситуацию. «Статья Павла Иванова, опубликованная в областной газете „Тверские ведомости“, не соответствует действительности. В статье есть выпады против руководства епархии и лично против архиепископа Виктора. Настоятель храма отец Петр проводит ремонт по собственной инициативе, к которой владыка не имеет никакого отношения. Павел Иванов в своей статье пишет, что ремонт делается по благословению священноначалия, но владыка не давал благословение на этот ремонт. Настоятель храма сам является руководителем строительных работ. Он сам решает, что нужно делать по согласованию с органами по охране памятников культуры. Конфликт, который возник между журналистом Павлом Ивановым и настоятелем храма, носит личный характер. Это личный конфликт. По мнению благочинного города Твери, никакого уничтожения памятника не происходит. В храме были незначительные остатки фресок, которые не являлись памятником культурного наследия. Для возрождения храма как действующего необходимо было произвестись соответствующие работы», — сказали «Русской линии» в информационной службе Тверской епархии.
«По мнению благочинного, в храме не происходит никакого криминального уничтожения памятника. Поэтому статья Павла Иванова не отличается корректностью. Отец Петр делает все самостоятельно, ему даны такие полномочия. Владыка конкретно на это благословения не давал, на чем настаивает Павел Иванов. Кроме того, он пишет о Церкви некрасивые слова. „Наша современная Церковь, — пишет он, — действительно больная. Она больна своим застарелым культурным невежеством, идущим еще с дореволюционных времен..“. Но, разве такое можно писать, тем более верующему человеку, сотруднику кафедры теологии? Мало того, в публикацию он вставил дискредитирующее фото священника без облачения в светском виде. В данном случае он поступил так же, как „Кредо.ру“. Надо сказать, что газета „Тверские ведомости“, в которой была опубликована его статья, является официальным органом Тверской области. Учредителем газеты является Законодательное собрание Тверской области. В Законодательном собрании были возмущены этой публикацией», — рассказали «Русской линии» в информационной службе Тверской епархии. Русская линия
«Статья Павла Иванова не отличается корректностью» В Тверской епархии заявляют, что информация СМИ об уничтожении фресок в Успенском соборе Твери не соответствует действительности...