Известный экономист Андрей Кобяков уверен, что импровизированный поход премьера в «Перекресток» не приведет к снижению цен…
Как уже писала «Русская линия», 24 июня председатель Правительства России Владимир Путин посетил магазин «Перекресток», расположенный в московском районе Крылатское. Посещение магазина состоялось в рамках совещания о подготовке проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Сначала Путин подошел к молочному прилавку и поинтересовался наценкой на молочные товары, сообщает РИА Новости. Выяснилось, что в среднем наценка составляет 10 рублей, но, как заметил управляющий директор компании «Х5Retail Group» Юрий Кобаладзе, «бывает так, что мы продаем продукты ниже себестоимости».
Вскоре к премьеру подошла директор магазина Румянцева, которая подтвердила, что «все цены на социальные товары, такие как молочная продукция, хлеб, яйца, низкие». Затем Путин направился к прилавку с колбасной продукцией. Раскрыв привезенные с собой таблицы, премьер заметил, что наценка достигает 52%. По словам Кобаладзе, в магазине есть разная продукция как с высокой, так и с низкой наценкой. При этом директор «Х5Retail Group» сослался на слова покупателей о том, что в магазинах «Пятерочка» цены одни из самых низких.
«Вы почем свинину продаете?» — спросил Путин. Подойдя к стенду с охлажденной свининой, премьер узнал, что поставляется она по цене 160−170 рублей, а цена реализации достигает 335 рублей. «То есть это по сути в два раза дороже. Это нормально?» — спросил он. «Разве это высокая наценка — 120% «, — попытался парировать Кобаладзе. «Очень высокая», — заявил Путин. «Завтра понизим», — пообещал Кобаладзе.
После импровизированного визита в «Перекресток», длившегося 10−15 минут, Владимир Путин вернулся в Дом Правительства, где продолжил совещание в расширенном составе, с участием представителей федеральных органов власти, представителей торговых компаний, а также производителей.
В Доме Правительства Владимир Путин поделился своими впечатлениями от похода в магазин «Перекресток»: «Трудно себе представить ситуацию, чтобы в стране с развитой социальной и рыночной системой была торговая наценка на товар в 70 с лишним процентов. Это перебор. Мы сейчас смотрели некоторые товары — я взял с собой и производителей, и представителей торговых сетей. В среднем на мясную продукцию наценка 45−50%». «При этом я еще раз хочу сказать, что у каждого своя правда, потому что представители торговых сетей тоже сталкиваются с проблемами подчас объективного характера. И вообще цена в розничной сети не зависит только от решения проблем между производителями, переработчиками и продавцами. Цена в конечном итоге и прежде всего зависит от общего состояния экономики в стране, от объективных издержек, связанных с транспортом, с энергетикой, с платой за аренду, за «серую» ренту, кредитные ресурсы, конечно. Понимание этого есть, понимание сложностей в каждом звене присутствует. Тем не менее, регулирование в рамках этого звена — производитель, переработчик и продавец — сбалансированное регулирование этих отношений, безусловно, могло бы быть существенным вкладом в дело стабилизации на розничном рынке», — отметил премьер-министр России.
Мы попросили известного экономиста, соучредителя Центра динамического консерватизма, кандидата экономических наук, доцента МГУ Андрея Кобякова прокомментировать импровизированный визит Владимира Путина в магазин «Перекресток».
«Высокие торговые наценки — это особенность русского капитализма. У нас все хотят быстро обогатиться и за три года стать миллионерами. Я не знаю, что с этим можно сделать. Я думаю, что это говорит о том, что в России никакой другой капитализм, кроме как жестко регулируемый, никогда не будет социально ориентированным. Поход Путина в магазин — это какой-то «детский сад». То, что Путин не знает, какие цены в магазинах, в этом, я, конечно, не сомневаюсь, потому что он по магазинам не ходит и ничего там не приобретает. Но, то, что об этом не знает в целом Правительство или ответственное за это министерство, то это, конечно, ерунда, а то, то Правительство при этом ничего не предпринимает, не удивляет, поскольку такова идеология всей экономики, построенной в России, мы не ведем регулирование цен. Я думаю, что подобный жест скорее следует расценивать как определенный популизм. Честно говоря, осенью были такие же словесные попытки «уговорить» цены на бензин, ничем они не закончились. Прошлой весной Дмитрий Медведев возмущался высокими ценами на бензин и недоумевал, чем они определяются. В случае с бензином высокие цены на него можно было бы списать на ценовой сговор, но в розничной торговле ценовой сговор невозможен. Высокие наценки на товары в розничной торговле говорят о том, что так построена вся система рыночной экономики в России», — считает эксперт.
«Неудивительно, когда торговая наценка достигает 120%. Но, почему Правительство и тот же Путин не делают заявлений по поводу того, какая у нас наценка строительных организаций по отношению к стоимости квадратного метра жилья? Там прошлым летом прибыль вообще достигала более 1000%. Где еще в мире такое существует? Я думаю, что такой прибыли не существует даже в торговле наркотиками. Еще раз повторю: никакой другой способ, кроме как государственного регулирования цен, здесь не поможет. Это значит, что никакая конкуренция не срабатывает, потому что, по большому счету, никакой конкуренции нет. Стоит хотя бы посмотреть на цены, которые существуют даже в условиях кризиса в московских кафе и ресторанах. Цены не имеют тенденции к снижению, несмотря на то, что, наверняка, число посетителей у них сократилось. Это такого рода психология российского предпринимателя, который ориентируется на норму прибыли в гораздо большей степени, чем на массу прибыли. Он не заинтересован в привлечении массового потребителя, готов обслуживать небольшое число обеспеченных людей и при этом держать очень высокую норму прибыли. Это психология нашего бизнеса. Почему в нем ничего не меняется за последние 18 лет наших рыночных реформ, сказать трудно, но это факт. Во всяком случае, в 1990-е годы абсолютной нормой было 300−400% прибыли, сейчас она понизилась. Ну, давайте подождем еще лет 20 и, может, тогда мы приблизимся к европейским стандартам, и то в случае, если произойдет изменение в умах этих предпринимателей», — предложил аналитик.
«Таково качество предпринимательского сообщества в России. Сама практика регулирования цен не является какой-то экзотикой для рыночных экономик. В 70-е годы в США в условиях нефтяного кризиса регулировались цены на 19 видов нефтепродуктов. В условиях Великой депрессии во времена Рузвельта с помощью администрации было заключено более 500 отраслевых соглашений о регулировании цен и о ценовом ограничении. Так что эти вещи в принципе исправить можно, в том числе и с помощью государства. Но для этого нужна воля и решимость, нужна систематическая работа, наскоками и одноразовыми заходами в магазин здесь ничего исправить невозможно. Я думаю, что в условиях кризиса власть заботится о поддержании собственных рейтингов, поскольку, когда наблюдается экономическое процветание, рейтинги власти автоматически растут, и любые экономические успехи автоматически заносятся в зачет деятельности Правительства. Напротив, когда на дворе кризис, происходит обратная ситуация. Поэтому я думаю, что сейчас, по крайней мере, такого рода заинтересованность существует. Правительству надо оправдывать свою деятельность», — заключил Андрей Кобяков. Русская линия