Православные священнослужители прокомментировали данные ВЦИОМ…
По данным недавнего опроса ВЦИОМ, проведенного в преддверии 210-летия со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина, 62% россиян после окончания школы русских классиков никогда не перечитывали. Те же, кто все-таки классику читали, чаще всего обращались к А.С.Пушкину (14%), Л.Н.Толстому (11%) и Н.В.Гоголю (9%). Только 59% россиян смогли правильно указать автора «Медного всадника», и лишь 21% – автора «Полтавы», сообщает Regions.ru.
Журналисты, проводившие блиц-опросы на улицах российских городов, отмечают, что большинство опрошенных не в состоянии припомнить ни одной строчки Пушкина, а многие из «припомнивших» приписывали ему стихи Лермонтова или Есенина. В связи с этим издание обратилось к священнослужителям с просьбой прокомментировать такое положение.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма св. мч. Татианы при МГУ, профессор Московской духовной академии, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви заметил: «Не думаю, что в советское время было так уж все хорошо с образовательным уровнем — по крайней мере, в 70−80-е годы, о которых я могу судить. Неохота читать классиков благополучно воспитывалась той самой нашей школой, которую сейчас принято ставить в некий образец и говорить, что у нас была великолепная система образования. Быть может, в каких-то отношениях она и была великолепной, но крепкую нелюбовь к классике всем своим социально-классовым подходом она воспитывала довольно основательно. Страна у нас была самая читающая в советское время, все мы это помним, но куда же она в таком случае делась, развеялась в несколько лет?» — сказал он.
«Сегодняшняя школа является в значительной мере наследницей своей предшественницы. Унаследовала она, в частности, довольно странное распределение произведений по программе классической литературы, когда маленькие дети читают то, что им ещё по уровню уразуметь невозможно, а на старшие классы приходится то, что часто и вовсе, может быть, не стоит читать — та же литература прошлого века, без очень большой части которой можно было бы обойтись вовсе», — отметил отец Максим.
«Все это усугубляется тем, что значительная часть СМИ, прежде всего электронных, хотя, конечно, иной раз и балуют нынче население сериалами по русской классике, но основным своим наполнением воспитывают в населении нечто противоположное. Если по одной программе будут школьникам показывать «Папиных дочек», а по другой — Достоевского в приблизительно одно и то же время, то немудрено угадать, что они выберут. Не хочу морализировать, но это наши реалии: усредненный «продукт» отучает мыслить и чувствовать глубоко, после этого вряд ли захочется читать «Капитанскую дочку», — добавил священник.
«По большому счету, надежда только на то, что будут меняться времена. Сами родители в конце концов должны осознать, что лучший способ привить детям вкус к хорошей литературе — подавать пример, а не кидать призывы. Нынешние школьники, молодые россияне в основном не видят, чтобы их родители сейчас перечитывали Пушкина», — иронически заметил он.
«Ещё один метод привития любви к настоящей литературе, в том числе к классике, — это традиция домашнего чтения как альтернатива просмотру сериалам и прослушиванию аудиокниг. В тех семьях, где сохраняется такая традиция, вкус к хорошей книге прививается надолго», — заключил отец Максим Козлов.
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище сказал следующее: «Положение в культуре мне не кажется катастрофическим, а что классику знают хуже — так это вполне объяснимо. Мы живем в переломную эпоху, когда один строй разрушен, а жизнь в другом никак не наладится — то кризисы, то дефолты. Поэтому молодежи тяжело за что-либо взяться. Потоки информации, которые сегодня обрушиваются на молодежь, в сотни раз больше, чем у советского человека, который жил за железным занавесом. Тогда читали русскую классику, чтобы глотнуть воздуха, вынырнуть из духоты соцреализма», — сказал он.
«По-моему, телевидение и кино сейчас на более высоком уровне, чем в советское время; книги — в том числе те, что в советские времена не издавались — стали доступны. Появились аудиокниги: я сейчас русскую классику не столько читаю, сколько слушаю. На экране сегодня можно посмотреть «Идиота»: пусть это и не Достоевский, а некое его прочтение, но тем не менее сериал снят на очень высоком уровне. Современность дает нам выбирать: хочешь — изучай историю Индии, хочешь — американскую литературу: любую информацию найти нетрудно. Но выбор надо делать самому», — подчеркнул отец Сергий.
«Вопрос в том, пойдет ли молодой человек на дискотеку или будет заниматься чем-то серьезным. Наша молодежь — разная, но большинство молодых людей — люди ищущие, а всякий ищущий находит. А роль старшего поколения — указать и направить. Нынешнему поколению интеллигентов самим неплохо бы разобраться и предложить молодым людям те ценности, которые были базовыми для нашей страны, в том числе ценности духовные», — добавил он.
«К сожалению, потенциал Русской Православной Церкви востребован слишком в малой степени. Духовенство — это люди, по крайней мере, образованные, которым есть что сказать и куда направить. Но их мнения почти не слышно. Что мы о них видим и слышим? Информационные сообщения о батюшках-подвижниках и церковных праздниках приятны, но недостаточны. Телеканал «Спас» неинтересен», — перечислил отец Сергий. Но, заметил в заключение отец Сергий, «полагаю, со временем все устроится. Россия потихоньку возрождается, и становится больше таких людей, каких Л.Н. Гумилев назвал «пассионариями»».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской напомнил, что «тот же Пушкин говорил, что годиться славой своих предков не только нужно, но и должно, пренебрежение оной есть признак постыдного малодушия». «Такое малодушие в смысле противоположности великодушию мы сегодня и наблюдаем. Мне кажется, виной тому политика, которая, по словам классика, дает образование «числом поболее, ценою подешевле». Платят учителям гроши и всячески экономят на образовании, включая в него предметы, которые совершенно детям не нужны, перегружают их сознание, не дают возможности оценивать то, что они изучают. Все это отбивает охоту думать и охоту учиться. Потому люди классиков и не перечитывают», — сказал он.
«Нам нужно приложить самое серьезное внимание к системе образования, ее изменять и стараться, чтобы она соответствовала своему назначению, готовила людей по-настоящему способных, культурных, образованных, способных справляться со своими эмоциями и принимать ответственные решения в трудных ситуациях», — полагает отец Александр.
«Самое дорогое произведение Пушкина для меня — «Капитанская дочка». Я бы сказал, что это лучшее произведение православной беллетристики, оно полностью соответствует требованиям, которые предъявляет православие к произведению искусства — глубоко нравственное, поучительное и при этом гениальное. Это просто чудо», — заключил он.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, по поводу опроса, свидетельствующего, что классику читают немногие, вспомнил евангельские слова о «малом стаде»: «Много званых, но мало избранных». «Я думаю, что людей, которые любят настоящую, высокую культуру, всегда было в общем-то немного. По словам Ильфа и Петрова, в то время, как в мире большом создавались великие открытия, в мире маленьком создавались игрушки и разные мелочи. Наряду с миром высокой культуры существует массовый спрос. Сегодня читают Дарью Донцову, завтра ещё кого-то, послезавтра не читают никого. Что-то подобное было и во времена Пушкина, — он и сам был так же в моде. Но говорит ли это что-нибудь о самом качестве поэзии Пушкина? Разве поэтому «не зарастет народная тропа»?» — задал он риторический вопрос.
«Так что убиваться по поводу данных опроса я бы не стал. Поэзия, как бы то ни было, принадлежит могучему океану словесности, взаимосвязь с которым отличает человека от животного и глубоко въедается в подсознание. Если даже Пушкина вообще читать перестанут, такие слова, как «Буря мглою небо кроет..», ещё долго будут жить в крови, в генах народа, настолько глубоко Пушкин стал «нашим всем», — добавил отец Сергий.
«То, что молодежь якобы ничего не читает, уже стало общим местом. Я живу в маленьком сибирском городе на самом краю ойкумены, в котором всего-то 60 тысяч человек. И однажды едучи на службу и зайдя в автобус, я увидел очень молодого человека, который читал книгу. Я посмотрел на обложку — это был «Медный Всадник». Так что я думаю, что не все потеряно и что Александра Сергеевича Пушкина мы ещё не потеряли. Хотя, кончено, культура чтения уходит во всем мире. В этом мы приближаемся к мировым стандартам», — сказал священник.
«Хотелось бы поздравить всех россиян с днем рождения А. С. Пушкина и сказать, что как бы то ни было, это имя, этот человек, всегда будет присутствовать с нами. Миссия, которая была дана ему от Бога — глаголом все-таки жечь, а порой и прожигать до некоторой степени», — заключил пастырь. Русская линия