Протоиерей Георгий Митрофанов собрал друзей на презентацию своей книжки…
Во вторник, 19 мая, в Санкт-Петербурге в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме прошла презентация книги церковного историка, профессора СПбДА, члена Синодальной комиссии по канонизации протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. „Запретные“ темы истории ХХ века», сообщает наш корреспондент. Книга представляет собой сборник, в который вошли публицистические статьи и проповеди, написанные и произнесенные отцом Георгием в 1990—2000 годах.
Выступивший на презентации игумен Петр (Мещеринов) поделился своим видением русской истории. По его мнению, советский период истории России часто замалчивается, а некоторые люди даже восхваляют этот период. Отец игумен же считает, что большевизм «стер Россию с лица земли». Он полагает, что Россия как цивилизация, христианская культура и самобытная традиция прекратила свое существование. «Мы живем в другой стране, и само слово „Россия“ является не синонимом исторической России, а абсолютным антонимом, — уверен священник. — Главная наша идеология — триумфализм: мы — самые великие, самые духовные, у нас самая прекрасная история (не исключая советского периода), и мы встаем с колен. А то, что голова при этом остается лежать на земле, мало кого беспокоит».
По словам отца Петра, протоиерей Георгий Митрофанов — «единственный мыслитель», который не боится говорить о советском периоде и его значении в истории России. Тексты отца Георгия — пример исключительно христианской, евангельской, церковной оценки истории. Протоиерей Георгий Митрофанов, по заверению отца Петра, свободен от идеологии и конъюнктуры, он не боится говорить правду. В своих текстах отец Георгий предстает подлинным историком, его тексты яркие, лишенные «излишней академической зауми». «Нервом рассуждений» в очередной книге отца Георгия, по словам игумена Петра, является христианская оценка нравственной и духовной судьбы России XX века. В этом сборнике превалируют две темы: Белое движение и Великая Отечественная война. Игумен Петр уверен, что историческая Россия погибла на полях Гражданской войны. Народ не поддержал Белое движение, таким образом, отказавшись от христианства. Что касается генерала Власова, то, по мнению отца Петра, он призывал русский народ к покаянию. «Победа задавила росток покаяния окончательно», — считает священник. Отец Петр уверен, что в Церкви должна начаться работа по покаянию. Покаянию, к которому призывают игумен Петр и протоиерей Георгий, препятствует, по мнению игумена, «триумфализм» и «квасной патриотизм».
Игумен Петр (Мещеринов) не сомневается, что книгу отца Георгия будут «шельмовать» за ее непатриотичность. «Но, я не знаю большего патриота и церковного человека, чем протоиерей Георгий Митрофанов», — заявил отец Петр, добавив, что для протоиерея Георгия свойственен дух подлинной церковности, которого многие лишены.
Отец игумен считает, что в России вместо народа осталось лишь атомизированное население. Русская нация, по его мнению, духовно и нравственно умерла, сейчас она погибает и физически. Правящая элита России паразитирует на народе, но она, по его словам, не является оккупантом, «она плоть от плоти народа». Современным русским людям, полагает игумен Петр (Мещеринов), свойственна трусость. Он считает, что русская нация труслива. «Мы нация трусов», — безапелляционно заявил священник. Напротив, протоиерей Митрофанов, по его мнению, смелый человек, а его книга — это «смелая книга».
На презентации также выступил католический иеромонах Евгений (Гейнрихс), который признался, что его с протоиереем Георгием Митрофановым связывает «теплая дружба». Книга отца Георгия, по его мнению, призвана искоренить «разруху в головах». Протоиерей Георгий, по словам католика, говорит о Церкви ответственно, скорбно, он говорит о ней правду, но без злорадства. Книгу, по его мнению, ждет «большая полемика», которая не испугает отца Георгия, так как он — смелый человек и «настоящий рыцарь».
По мнению автора послесловия к книге профессора СПбГУ, доктора филологических наук Петра Бухаркина, для протоиерея Георгия Митрофанова характерны две особенности: удивительная самостоятельность мысли и глубокая верность традиции. Отец Георгий пишет свободно, но не своевольно. «А это редкость в нашей стране», — считает Бухаркин. Книга отца Георгия — это не книга модерниста или человека, склонного к обновленчеству. Это книга человека, связанного с глубинной традицией (непонятно, правда, какой традицией — РЛ). «Эта книга в чем-то даже консервативная», — полагает ученый. Протоиерей Георгий Митрофанов представляет, по его мнению, консервативную часть (?! — РЛ) Русской Православной Церкви. Книга отца Георгия подлинно церковная, считает профессор. Она показывает, по его словам, чем является Церковь, и какой она должна быть.
Но дальше всех в восхвалении талантов протоиерея Георгия Митрофанова и его книжки продвинулся ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин, который ничтоже сумняшеся заявил, что подписание указа «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» Президентом России Дмитрием Медведевым свидетельствует о том, что Президент услышал отца Георгия. «Эта комиссия призвана развеять советские мифы о нашем прошлом», — считает журналист. По его мнению, не случайно, указ опубликован в день презентации книги протоиерея Георгия. Как бы после этого не поползли слухи, что отец Георгий является духовником Президента России! Больше того в этом событии Чапнин увидел ни много ни мало как. промысл Божий. Этот факт, по мнению журналиста, поднимет служение отца Георгия на «совершенно новый уровень». В заключение Чапнин, солидаризуясь с позицией игумена Петра (Мещеринова) по поводу русской истории, загадочно заявил: игумен Петр и протоиерей Георгий Митрофанов являются «двумя сторонами одного лука» (слава Богу, что не двумя головами двуликого Януса — РЛ).
Более сдержанным было выступление автора предисловия к книге епископа Штутгартского Агапита (РПЦЗ). По словам владыки, протоиерей Георгий Митрофанов в своей книге молитвенно старается воспроизвести и осмыслить русскую историю, страшный XX век. К сожалению, владыка Агапит как-то двусмысленно высказался по поводу ситуации с так называемыми «екатеринбургскими останками». По его мнению, главной причиной расхождения позиций Русской Православной Церкви и государства относительно этих останков является отсутствие между Церковью и государством доверия. «Доверие между государством и Церковью еще не выработано», — считает архиерей. Появление ясности в этом вопросе, уверен епископ Агапит, требует нравственного подвига государственных и церковных деятелей. Видимо, из Германии эта проблема видится в несколько искаженном виде. В России большинство православных людей уверено, что попытка пересмотреть результаты расследования екатеринбургской трагедии царским следователем Н.А.Соколовым оказалась несостоятельной, а екатеринбургские останки так и остаются останками безвестных жертв большевицких злодеяний. Слава Богу, Священноначалие Русской Православной Церкви на эту проблему смотрит иначе, чем владыка Агапит.
Ложку дегтя в слащавую бочку презентационного меда, впрочем, принес президент Центра социально-консервативной политики Игорь Шувалов, который подверг критике позицию игумена Петра (Мещеринова) относительно России и русской нации. По его словам, историческая России не умерла, она осталась цела, поскольку Россия, напомнил Игорь Шувалов слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, — есть подножие престола Господня. Шувалов предложил тем людям, которые считают, что в России вместо народа осталось лишь атомизированное население, сгрести это атомизированное население в совок и выкинуть на свалку. По его мнению, не стоит русский народ считать простым атомизированным населением, убитым большевиками. Ведь этому народу предстоит встречать Второе Пришествие Христа.
В заключение мероприятия выступил сам виновник торжества протоиерей Георгий Митрофанов, который заявил, что для него состоявшаяся презентация стала «новым опытом миссионерской проповеди». Русская линия