В Казани ищут связь между татарским языком и «физиологическим здоровьем нации»
Как и в начале 1990-х, в столице Татарстана снова набирают силу националистические настроения, сообщает ИА Regnum. В Литературном музее имени Г. Тукая состоялась лекция о взаимосвязи родного языка с «физиологическим здоровьем нации». О мероприятии как о значимом культурном событии было объявлено в официальных СМИ. «На столе у них вместо чая — водка. Айран и молоко уступили место квасу, балиш — салу и колбасе, вместо губадии вы увидите какую-нибудь подходящую закуску вроде соленой капусты. Все это, в конце концов, приводит даже к изменению физиологического облика. Татарский ребенок, всегда встававший с первыми лучами солнца, теперь дрыхнет в выходные до полудня», — таковы лишь самые невинные тезисы выступлений «известного татарского поэта, драматурга и публициста» Айдара Халима, автора лекции «Родной язык и физиологическое здоровье нации».
Традиции зоологического национализма, которыми отличается творчество Айдара Халима, давно известны в Татарстане. Страстный обличитель всего русского, российского, державного и интернационального Борис Назметдинович Халимов, взявший себе творческий псевдоним «Айдар Халим», широко прославился в узких околополитических кругах Татарстана еще на пике ельцинского периода. Одна его книга «Убить империю», написанная тогда под влиянием глубоких раздумий писателя о трагической судьбе татар в тюрьме народов под названием «Россия», могла бы дать массу поводов для уголовных дел по так полюбившейся теперь местной Фемиде статье 282 — «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды». Однако не дала, отмечает обозреватель ИА Regnum. Напротив, Айдар Халим пользуется авторитетом и поддержкой местных властей, записавших его в «представители татарской интеллигенции». Его публикации становятся предметом обсуждения в местной прессе, а презентации книг — поводом для пресс-конференций с участием чиновников минкульта и депутатов Госсовета Татарстана.
Вот и в этот раз официальное республиканское агентство «Татар-Информ» анонсировало мероприятие как общественно значимое, поднимающее «проблемы сохранения татарского языка» и раскрывающее «связь языка с нравственным и физиологическим здоровьем нации». Каковы эти проблемы сегодня для Айдара Халима, нетрудно понять: «Татарки рожают детей, становясь женами людей пусть и других национальностей, но зато обладающих возможностями для удовлетворения их желудочных интересов. Дети таких родителей — дети без ответственности. Я не знаю, какой ущерб нанесли русским браки с татарами, но с уверенностью могу сказать, что для подсчета тех потерь, которые понесли татары, не хватит и жизни».. Живо вспоминаются тезисы другого альбатроса суверенной революции — Фаузии Байрамовой, выступавшей в начале девяностых под лозунгами: «Русские — вон из Татарстана!» и «Детей от смешанных браков — в крематорий!», напоминает корреспондент ИА Regnum.
Как утверждает «Татар-информ», Айдар Халим считает себя последователем знаменитого татарского поэта Габдуллы Тукая «в борьбе за свободу татарского народа и сохранение целостности родного языка». Однако сам Тукай, памятник которому еще с советских времен стоит в центре Казани, никогда не выступал против русских или России. Более того, он всегда писал о дружбе между народами и презрительно отзывался о националистах, желающих поссорить два народа: «Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, нанизаны мы на единую нить». А размышляя об образовании, классик татарской поэзии писал: «И сейчас преданно служит нации та молодежь, которая воспитывалась в желаемом для меня духе. На примере возвратившихся в Казань из-за границы уже полностью доказано, что если мы пошлем наших юношей в Бухару, они вернутся оттуда ослами, а если пошлем в Стамбул — шпионами». «Однако кто сегодня в руководстве Татарстана может похвастаться знанием собственных классиков?» — вопрошает обозреватель ИА Regnum. Русская линия