Вчера, 27 марта, в Москве в особняке Толстых на Никитском бульваре открылся первый московский мемориальный дом-музей Гоголя в преддверии 200-летия писателя, передает РИА Новости.
Экспозиция музея разместилась в шести комнатах, в которых писатель жил последние четыре года, там же в 1852 году он и скончался. Автором проекта музея стал выигравший конкурс художник Леонтий Озерников.
«Мы открываем первый музей Гоголя в Москве, — сказала первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова. — Создавая его, мы думали обо всех посетителях, но прежде всего о детях. Есть такое понятие „музейная педагогика“, так вот, с помощью экспозиции, мы хотели вселить любовь к гениальному писателю в детские души».
Экспозиция начинается на первом этаже особняка: справа находится прихожая, где стоял дорожный сундук писателя, была вешалка для одежды посетителей, здесь же в ожидании распоряжений хозяина находился слуга Семен.
Знаменитый гоголевский сундук, символ «дорожной жизни писателя», стоит там и сейчас. В нем — «ревизские сказки», кошелек для монет, рушники, одежда, карта Палестины. С помощью с современных технологий сундук и пространство вокруг него, превращаются в экран, на котором проносятся виды городов, где путешествовал Гоголь, появляются рисованные образы его литературных персонажей.
Из прихожей, посетители музея попадают в гостиную, выдержанную в бирюзовых тонах. Она воссоздана по описаниям современников писателя: мебель красного дерева, обитая штофом, диван, стол, колокольчик для вызова слуги, подсвечники, бумаги, стопки книг, на стенах гравюры.
Как отметила директор музея Вера Викулова, «в этой гостиной побывали многие знаменитые люди, среди них Михаил Погодин, Сергей Аксаков».
В гостиной находится символический камин-инсталляция, в котором писатель сжег второй том «Мертвых душ». На камине — часы, которые всегда показывают три часа ночи, так как примерно в это время писатель уничтожил свое произведение.
Из гостиной посетители проходят в кабинет Гоголя, где он работал, молился, отдыхал. Здесь располагаются стол, диван, за ширмой — кровать. «Сюда могли прийти только самые близкие люди Гоголя», — отметила Викулова.
Здесь же по ее словам, располагалась библиотека писателя, включавшая 234 книги, а в книжном шкафу хранился знаменитый кожаный портфель с рукописями. В восточной углу кабинета стоит конторка, за которой Гоголь работал стоя — это символ «алтаря» творчества.
В левом крыле особняка расположен зал «Ревизора», созданный в театральном стиле и выдержанный в красных имперских тонах. «Это была приемная графа Толстого. Здесь Гоголь читал свою бессмертную комедию перед 30-ю слушателями», — сказала директор музея.
Из зала «Ревизора», посетители входят в комнату, где скончался писатель. «Он умер серым февральским утром, поэтому комната выдержана в серых тонах», — подчеркнула Викулова. Здесь экспонируется молитва, которую написал сам Гоголь, его посмертная маска.
Далее расположена комната, где разместилась экспозиция, рассказывающая о разных периодах творчества Гоголя: о детстве и годах учебы, ранних произведениях, петербургском и заграничном периодах.
Зал представляет собой художественную фантазию, созданную по мотивам произведений писателя, в частности, на экранах с сенсорным управлением можно увидеть портреты Гоголя разных лет, например, с дагерротипа 1845 года, прочитать биографию писателя, рассказы о его современниках. Здесь же представлены страницы из «Книги всякой всячины», собственноручно написанные Гоголем в 1826 году.
«Гоголеведы уже видели экспозицию музея, а директора литературных музеев оценили ее как одну из самых интересных и современных», — подчеркнула Викулова. Русская линия