Русская линия
Сводка новостей от 26 февраля 2009

Роман Багдасаров: «Над Богом нельзя смеяться»
Координатор арт-проекта инициативы «Декалог — XXI» рассказал об открытии в Перми кощунственной выставки «Евангельский проект»…

Эмблема инициативы "Декалог XXI" (фото сайта Псковского молодежного движения "Первый рубеж"«То, что сегодня происходит в Перми, является явной насмешкой и надругательством над христианством. Но мы знаем, что Бог поругаем не бывает, что над Богом нельзя смеяться безнаказанно. Не потому, что будет „секир башка“, хотя и это возможно. К примеру, если посмеяться над богом мусульман, то возмездие будет скорым. Или если посмеяться над иудейским богом или даже над холокостом, то можно оказаться испепеленным информационной сферой. Что же касается христианства, то некоторые люди думают, что над ним можно безнаказанно смеяться. Они и смеются, демонстрируя, что у них внутри пустота. К сожалению, они вовлекают в это кощунство властную прослойку Пермского края, потому что выставка проводится под покровительством сенатора Сергея Гордеева и с ведома губернатора Пермского края Олега Чиркунова», — заявил в интервью «Русской линии» координатор арт-проекта инициативы «Декалог — XXI», культуролог Роман Багдасаров в связи с открытием 26 февраля в Перми выставки «Евангельский проект», которую курирует скандально известный галерист Марат Гельман.

Выставка «Евангельский проект» московских художников Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, иллюстрирующая посредством фотографий новостных лент текст Священного Писания, открывается в здании Речного вокзала, сообщает еженедельная деловая газета «Пермский обозреватель». В пространстве Речного вокзала, который в 2008 году стал Пермским музеем современного искусства, будет показана полная версия проекта, который был частично представлен в рамках некоммерческой программы ярмарки «АРТ Москва-08». «Авторы характеризуют свои изображения как „современные фрески, которые можно свернуть в рулон“, а жанр проекта как „медийный монументализм“. В экспозиции представлены работы, основанные на современных фотографиях новостных лент и интернета. Новое значение репортажным изображениям придают цитаты из Евангелия, являющиеся частью произведений», — отмечается в пресс-релизе кураторов выставки. Проект Тимофеевой и Врубеля станет второй крупной выставкой на базе музея. Первый проект «Русское бедное», курируемый также Маратом Гельманом, стал основой коллекции музея.

«Почему стала возможна эта выставка в Перми? Не потому, что Гордеев и Чиркунов являются такими же кощунниками, как Гельман и Врубель. У них просто есть искреннее желание поддержать современные, актуальные тенденции в искусстве. Не удивительно, что они поручают организовать выставку известному московского галеристу. Но известность и компетентность Гельмана сильно преувеличены, по большей части они раздуты им самим. Создать образ успешного галериста для бывшего замдиректора ОРТ достаточно просто, Гельман находится в заведомо выигрышном положении по сравнению со многими своими конкурентами. Гордеев и Чиркунов, не разбираясь в современном искусстве, не понимая всей серьезности затрагиваемых тем, будучи далекими от сферы искусства, фактически идут на поводу у таких недобросовестных кураторов, как Гельман. Конечно же, такие вещи происходят из-за неопределенности государственной политики в области современного изобразительного искусства. У нас дают широкую дорогу новым иконоборческим и десакрализаторским тенденциям, которые существуют в современном искусстве, при этом, очень редко поддерживают людей, занимающиеся в современном искусстве чем-то противоположным. Эту тенденцию активно поддерживают антицерковно и антихристиански настроенные арт-критики, которые громко возмущаются, когда поддерживают таких художников. Они не хотят видеть серьезного отношения к христианству», — отмечает Роман Багдасаров.

«Говоря о тенденциях современного искусства, важно напомнить содержание двух заповедей, — продолжил координатор арт-проекта инициативы „Декалог — XXI“. — Во-первых, заповедь „Помни день субботний“. Мы интерпретируем ее так, что в жизни общества должно присутствовать сакральное измерение и должны присутствовать четкие критерии добра и зла. Эта заповедь применительно к области искусства теснейшим образом связана со второй заповедью — „Не сотвори себе кумира“, которую мы интерпретируем как защиту традиционных духовно-нравственных ценностей, что должно быть высшим приоритетом в деятельности государства. Если мы посмотрим на ситуацию в области культуры, особенно в области изобразительного искусства, которая была в XX веке, то истекший век можно назвать новой эпохой иконоборчества. В это время стали развиваться такие виды живописи (абстракционизм, концептуализм и другие модернистские течения), которые игнорируют идеал человеческой красоты, сформированный классикой, более того, всю иную живопись они постарались сместить на периферию общественного внимания. К сожалению, эти процессы в полной мере затронули и нашу культуру, особенно после перестройки, когда государство потеряло интерес к созданию большого государственнического изобразительного стиля и к поддержанию связей с предыдущими эпохами развития русского искусства».

По словам культуролога, современное российское искусство «было отдано на откуп людям, у которых, мягко говоря, было не все в порядке с нравственностью и с моральными представлениями». «Это бунтари, у которых еще в 70-е годы сформировался протестный дух. Им говорили, что в СССР секса нет, они говорили, что есть. И когда наконец-то появилась возможность самовыражаться и делать все, то тогда секс и скандалезное самовыражение были поставлены ими во главу угла. Основной формой привлечения внимания к их проектам стал скандал и попрание общественных, религиозных и нравственных норм. На этом они себя пиарят, и, к сожалению, у них нет других способов привлекать внимание к своим арт-проектам, хотя часто среди них есть не бесталанные художники. Того же, Дмитрия Врубеля, которого использует Марат Гельман в своем проекте, нельзя назвать бесталанным художником, у него есть определенные удачные моменты, но в „Евангельском проекте“ была использована классическая схема привлечения внимания через насмешку над традиционным прочтением евангельских тем. Сейчас уже жители города Перми могут видеть на фасаде здания Музея современного искусства огромный баннер, растянутый на весь фасад, на котором показаны двое криминализованных подростков, у которых нет половины зубов и которые красноречиво изображают улыбку, радуясь чему-то своему, подростково-криминальному. И под этим баннером приведена цитата из Евангелия: „И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает“. Причем надпись сделана с ошибками, потому что подход Гельмана и Врубеля к евангельским текстам очень неаккуратный, например „Меня“ написано с маленькой буквы, хотя прямая речь идет от лица Иисуса Христа. Они тем самым показывают, что евангельский текст им, как сейчас принято говорить, „параллелен“, что им важнее самовыражение, для которого все средства хороши».

Выставка "Евангельский проект"Р.Багдасаров привел другой пример кощунства. На выставке есть картина, на которой малолетний наркоман делает себе укол в вену, а рядом надпись «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». «К чему эта надпись? К тому, что наркотические вещества приводят в Царствие Небесное? И поэтому мы не должны препятствовать детям принимать наркотики? При всем желании истолковать эти изображения, которые делает Врубель, иначе, чем кощунство и скрытая насмешка, очень трудно», — уверен эксперт.

При этом координатор арт-проекта инициативы «Декалог — XXI» считает, что сама концепция этой выставки не так уж и плоха. «Выставка, которая в первый раз была показана в Москве в мае прошлого года, подверглась справедливой критике. Ее концепция расходится с тем, что получилось. Но куратор и художник, видимо, посчитали, что их творение совершенное, и не пожелали прислушаться к критике специалистов. Хотя сама по себе задумка выставки неплохая, она исходит из того, что Евангелие можно интерпретировать как хорошую новость и, соответственно, можно соотнести ежедневные чтения Евангелия, положенные согласно церковным правилам, с новостной лентой и с теми изображениями, которые возникают на барабанах новостных агентств каждый день. Это задумка интересная, она имеет право на существование, но возникает вопрос, как это интерпретировать. При серьезном анализе выясняется, что концепция проекта невыдержанная, потому что в ней не говорится о том, какой конкретно берется день чтения Евангелия и на какой конкретный день берется новость. Половина изображений имеет отношение ни к новостным агентствам, а скорее к сайту, где выставлены фотографии социального мира нашей молодежи, которые имеют право на существование, но никак не соотносятся с концепцией этой выставки», — отметил Р.Багдасаров.

Культуролог обратил внимание, что Врубель использует в основном материалы агентства Рейтер, которое «дает особую, понятную русофобски и антитрадиционно настроенному западному обывателю картинку мира». «Если взять картинки с этого агентства о нашей стране, то мы увидим очень неприглядную картину: это либо криминальное дно, либо странные персонажи, подобранные тенденциозно. Это именно та картинка российской жизни, которую с большим удовольствием будет транслировать Рейтер и все СМИ, заинтересованные в создании монструозного образа современной России. В случае с выставкой „Евангельский проект“ мы видим некую антииконографию, то есть Гельман и Врубель стремятся понравиться каким-то западным кураторам и, видимо, выдать то, что от них, как они считают, там ждут. Но на самом деле отношение к России и к сакральной теме на Западе гораздо тоньше», — полагает координатор арт-проекта инициативы «Декалог — XXI» Роман Багдасаров.
Русская линия

Иерей Владимир Вигилянский: Церковь не станет «коллективным олигархом»
Руководитель пресс-службы Московского Патриархата о проекте закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения»...

Протоиерей Димитрий Смирнов: Лучше недопоститься, чем перепоститься
Известный московский священник объяснил, как лучше проводить Великий пост...

Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти священномученика архиепископа Сильвестра (Ольшевского), мы вспоминаем легендарного русского матроса П.М.Кошку...

Мария Фомина: «Этот процесс мог бы вылиться в „охоту на ведьм“»
Член Собора православной интеллигенции о нежелании некоторых чиновников расставаться с коммунистическими названиями топонимов...

Попытка оказать давление на Россию равносильна гавканью Моськи на Слона
Объединение «Русское содружество» опубликовало заявление, осуждающее выпад МИД Украины против Виктора Черномырдина...

Владимир Путин: «Нельзя наживаться на здоровье детей»
Премьер-министр России решил заняться продвижением ценностей здорового образа жизни среди детей и подростков...

«Запад в очередной раз пытается обмануть Россию»
Замдиректора Центра политических технологий Сергей Михеев предостерегает российские власти от участия в программе «Восточное партнерство» в качестве наблюдателей...

Виктор Алкснис: Минобороны снова наступает на те же грабли
Известный политик раскритиковал намерение военного ведомства укомплектовать Российскую армию гастарбайтерами...

Юрий Косов: Ракеты «Patriot» серьезно ослабляют российский наступательный потенциал
Петербургский ученый выразил озабоченность в связи с намерением США разместить зенитно-ракетные комплексы в Польше...

Сергей Лавров: Обсуждение прав человека должно быть основано на фактах
Российский министр иностранных дел России прокомментировал очередные претензии Госдепартамента США к России...

Михаил Хазин: «Девальвация рубля — это способ быстро повысить рентабельность»
Известный экономист дал характеристику нынешнему состоянию российской экономики...

Владимир Добреньков: Авторитет Путина проецируется населением на все правительство
Декан соцфака МГУ объяснил, почему, несмотря на кризис, популярность министров экономического блока практически не изменилась...

Владимир Корнилов: Черновецкий уже достал практически всех
Директор Украинского филиала Института стран СНГ не исключает в ближайшее время отставки мэра Киева...

Роман Багдасаров: «Над Богом нельзя смеяться»
Координатор арт-проекта инициативы «Декалог — XXI» рассказал об открытии в Перми кощунственной выставки «Евангельский проект»...

Над куполами московского храма священномученика Климента, папы Римского, вновь воздвигнуты древние кресты

Валентина Матвиенко получила премию за продвижение христианских ценностей

Ритуальное самоубийство на мощах

В нападении кавказцев-старшеклассников на детей обвиняют … русского тренера

В Уфе на молодежных масленичных гуляниях сожгут «наркомафию»

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с президентом Республики Черногория Ф. Вуяновичем

Московский семейный центр «Рождество» выселяют из помещения

В Нижнем Новгороде регулярно проходят семинары, повышающие православную грамотность учителей

Дмитрий Медведев примет участие в церемонии передачи российской стороне подворья Русской Православной Церкви в итальянском городе Бари

Встреча Президента России Дмитрия Медведева со Святейшим Патриархом Кириллом и лауреатами премии Международного фонда единства православных народов

В художественной галерее Паломнического центра Московского Патриархата открылась художественная выставка «Благословенное воинство»

Духовник Оптиной пустыни схиигумен Илий (Ноздрин) призвал верующих каждый день молиться о восстановлении храма на улице Новаторов

Два православных образовательных центра будут открыты в республике Коми в 2009 году

В «гибельном» селе Республики Коми создана православная община

Депутат Госдумы Антон Беляков: «Штраф за продажу алкоголя подросткам необходимо многократно увеличить»

Алексей Гордеев утвержден воронежским губернатором

Стали известны имена подозреваемых в убийствах высокопоставленных чиновников Северной Осетии

Большинство граждан России и Украины не хотели бы закрытия границ между странами

ФМС: Массовые депортации мигрантов невозможны

Участники праздничного рок-тура, посвященного 1020-летию Крещения Руси, записали новый диск

В больничный храм Днепропетровска привезены великие святыни Церкви

Сегодня в Киеве пройдет День «Русской Правды»

Сергей Проваторов: «Появление у соседа чего-то новенького вызывает ментальную зависть»

Сергей Проваторов: «Львовские провокаторы выдают желаемое за действительное»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru