«Неужели люди опустились уже до того, чтобы делать доброе дело только раз в год?»
Православные священнослужители о международном «Дне доброты»…
«Для меня как крещеного человека это странно. Мы учим своих прихожан, что день, который человек прожил и не сделал ничего доброго, — день, безвозвратно потерянный и бессмысленный. Каждый день нужно творить добрые дела», — сказал известный московский священник, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов, комментируя сайту Regions.ru решение международного сообщества отмечать 17 февраля как «День спонтанного проявления доброты». «Может, для тех, кто никогда ничего доброго не делал, такой день и будет иметь смысл. Но неужели люди опустились уже до того, чтобы делать доброе дело только раз в год?» — недоумевает отец Димитрий.
В свою очередь, настоятель домового храма МГУ протоиерей Максим Козлов заметил, что все доброе, исходящее из человеческого сердца, не может быть неугодным Богу и не поддерживаться духом православной церковности. «Мы также знаем, что добрые навыки приобретаются через упражнение, а к упражнению нужен повод. Можно надеяться, что человек, который сегодня накормит голодного или посетит детский дом, на этом не остановится. И сам Господь помогает благому начинанию», — так он прокомментировал идею «Дня доброты».
«Но напомним и об особой ценности добра, которое делается Христа ради, то есть не по непосредственной эмоциональной реакции и отклику, а как устойчиво совершаемый подвиг самостеснения себя ради ближнего, о чем говорил еще преподобный Серафим Саровский. Выражая радость об этом одном только дне из 365, выразим также надежду и пожелание, чтобы таких дней в жизни наших соотечественников стало как можно больше», — заключил отец Максим.
Не нашел разумной идею «Дня доброты» настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине священник Димитрий Арзуманов. «Когда у человека в сердце есть желание делать добро, он его и делает добровольно, естественно и спонтанно, не заглядывая в календарь. Может, логичнее было бы назвать этот день „Днем принуждения к доброте“? Ведь доброта по принуждению тоже имеет положительный смысл: пройти через внутреннее борение, преодолеть самого себя, осознать грех недобра и нелюбви — это тоже хорошо», — сказал священник. «Но специально установленный для всех день проявления доброты, правда, больше напоминает какую-то рекламную акцию. Мне кажется, что это какие-то игрушки на серьезную тему. Именно игрушки. И я бы в них не стал играть», — заключил он.
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что чем больше будет праздников, подобных Дню доброты, и чем больше в связи с этим будет сделано добрых дел, тем лучше. «Если у людей во всем мире, в том числе и у православных, появится лишний повод сделать что-то доброе, почему бы и не сделать? Ничего плохого я в этом не вижу. Это гораздо лучше совершенно бессмысленных выдуманных дней-праздников, когда вообще ничего хорошего не делается», — сказал он. «Так что я — за. Я считаю, что это хорошая инициатива», — сказал священник.
А диакон Андрей Кураев подчеркнул, что милосердным нужно быть всегда, а не только один день в году. «Кроме того, в Евангелии сказано: „Когда подаешь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая“. То есть это должно быть настолько органично, чтобы человек не ощущал бы себя находящимся в состоянии выбора и подчас — выбора тяжелого: помочь кому-то или к черту послать. И такое состояние свидетельствует уже о достаточно высоком уровне духовно-нравственного развития», — отметил он. «Человеку нужно постоянно напоминать о необходимости добрых дел, показывать и свидетельствовать о них, чтобы человек этим жил. А установление какого-то специального праздника — это, по-моему, не слишком творческая идея», — заключил отец Андрей. Русская линия