Дешевая нефть поможет европейским ритейлерам пережить кризис
Практически все развитые и развивающиеся государства ощутили на себе влияние мирового финансового кризиса. Не стали исключением и страны Евросоюза. Особенно тяжело сейчас приходится ритейловым компаниям, которые терпят убытки из-за резкого снижения покупательной способности, передает РБК со ссылкой на Reuters.
Единственное, что пока радует крупных ритейлеров, — падение мировых цен на нефть. На фоне удешевления черного золота более чем на 100 долл./барр. существенно снизились расходы на бензин и на электроэнергию, что слегка облегчило жизнь потребителям.
По данным статистического бюро Eurostat, в декабре цены на топочный мазут упали по сравнению с декабрем 2007 г. на 20%, при этом транспортное топливо подешевело за этот же период на 15%. В итоге объемы розничных продаж в Европе в конце прошлого года оказались не столь плохи, как ожидали аналитики. Единственным исключением стали Великобритания и Ирландия, население которых слишком обременено кредитами.
Так, по оценкам Eurostat, в ноябре 2008 г. объем розничных продаж неожиданно вырос. Существенно увеличились и объемы проданных товаров в Германии, хотя немцы обычно более бережно относятся к своим деньгам. Также на удивление вырос объем рождественских продаж, добавляют участники рынка. По словам ведущего экономиста Unicredit Марко Аннунциата, падение цен на нефть положительно отразится на покупательном спросе. «Думаю, это поможет смягчить рецессию, — считает эксперт. — Даже боюсь предположить, что случится, если нефть вновь подорожает до 100 долл.».
Конечно, со всем вышеозвученным трудно не согласиться. Однако нельзя забывать, что нефть далеко не единственный фактор, влияющий на прибыли ритейловых компаний. Свою роль может сыграть и резкий рост безработицы. Пока темпы роста безработицы в Европе набирают обороты: если в конце 2007 г. ее уровень в зоне евро составлял 7,2%, то уже к ноябрю 2008 г. этот показатель подрос до 7,8%.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что даже состоятельные европейцы не спешат открывать свои кошельки. Как отмечают сами ритейлеры, текущий кризис полностью изменит поведение покупателей. «Рано или поздно покупательному буму должен был прийти конец. Потребители тратили слишком много денег, а ритейлеры привыкли получать дешевые кредиты», — отмечает глава одного из инвестбанков Питер Соломон.
При этом, по оценкам экспертов, больше других пострадают британские потребители, поскольку королевство довольно охотно в последние годы раздавало кредиты. По оценкам экономиста Bank of America Гиля Моэка, общий объем выданных потребительских кредитов в Великобритании составлял порядка 15% от ВВП (в США этот показатель был немногим больше — около 18%). При этом в зоне евро общий объем выданных потребительских кредитов никогда не превышал 3,5% от ВВП. Русская линия