Иеромонах Серапион (Митько): Американские психологи исследовали не религиозность, а состояние прелести
По мнению ученого монаха, методологический синкретизм опасен для научных исследований…
«Отрадно сознавать, что наука открывает всё новые и новые горизонты, стремясь познать то, что непознаваемо в принципе. Стоит напомнить, что психология возникла как наука экспериментальная, первоначально четко сознававшая свои методологические границы. Однако в последние десятилетия психология начинает стремиться к некой тотальности, охватывая все новые и новые объекты и предметы исследований. В данном случае, мы видим классический пример применения научных методов к проблеме, которая совершенно им не соответствует», — заявил в интервью «Русской линии» заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько), анализируя результаты исследования истоков религиозности человека, проведенного американскими нейропсихологами из университета штата Миссури.
По сообщению деловой газеты «Взгляд», нейропсихологи университета штата Миссури установили ни много ни мало как «новое местонахождение Бога». Они совершили «открытие», установив, что «все духовные опыты мировых религий имеют общий источник и являются процессами, происходящими в голове человека». В качестве примера духовных процессов, сходных, по убеждению психологов, во всех религиях, они проанализировали некое «трансцендентальное состояние», когда человек отчасти утрачивает чувство себя в процессе медитации или молитвы и осуществляет общение с божеством. Американские нейропсихологии утверждают, что такое состояние якобы достигается «путем понижения активности в правой теменной части головного мозга». Дополнительно ученые провели наблюдения над людьми с травмами головного мозга и установили, что у таких людей уровень религиозности выше, что «при повреждении правой теменной части головного мозга люди легче входят в контакт с Богом». «Мозг выполняет определенные функции при совершении духовных опытов. Изучая людей с мозговыми травмами, мы обнаружили, что с люди с поврежденной правой теменной частью мозга намного быстрее достигают такого состояния, как трансцендентность», — утверждает профессор миссурийского университета Брик Джонстон.
Отец Серапион, комментируя данное заявление, отметил, что «связь тех или иных процессов, происходящих в мозге, и религиозная деятельность человека, может интерпретироваться самым разным образом. Совершенно очевидно, что человек, состоящий из духа, души и тела, участвуя в процессах, охватывающих его целиком, проявляет на физическом уровне то или иное изменение, которое фиксирует психология».
«Говорить о том, что американским ученым удалось зафиксировать общение человека с Богом, наверное, преждевременно. Во-первых, те состояния, которые психологи называют трансцендентальными, кстати, неправомерно перенося философский термин в область психологии, и наполняя его принципиально иным содержанием, вовсе не могут быть сводимы к духовному опыту. В православном понимании такие состояния могут трактоваться как прелесть, в данном случае речь идет не о связи с Богом, а о связи с врагом рода человеческого. Вот к каким выводам приводит методологический синкретизм в современной науке и её стремление заниматься тем, что ей не присуще», — заключил иеромонах Серапион Митько. Русская линия
Иеромонах Серапион (Митько): Американские психологи исследовали не религиозность, а состояние прелести По мнению ученого монаха, методологический синкретизм опасен для научных исследований...