Иеромонах Серапион (Митько): «Мы должны создать православную полицию нравов»
Известный миссионер прокомментировал желание значительной части народа ввести в интернете нравственную цензуру…
«Я, как православный священник, не могу не приветствовать саму идею ограничения безнравственности в нашем обществе. Вопрос о введении нравственной цензуры на телевидении, радио, в интернете давно дискутируется и большинство православных христиан, безусловно, выступают „за“ такую цензуру. Однако одно дело признание необходимости борьбы с безнравственностью, а другое дело выбор средств борьбы с ней», — сказал в интервью «Русской линии» заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько), отвечая на наш вопрос, нужна ли интернету нравственная цензура.
Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, почти половина наших сограждан (49%) уверена, что информацию в интернете нужно регулировать и лишь 16% полагают, что в таких мерах нет необходимости. Главный аргумент в пользу регулирования информации в интернете — необходимость контроля и цензуры (9%), обилие в Сети «грязи», «мусора» и т. д. (7%), доступность интернета детям и его плохое влияние на них (6%). По 4% россиян указывают следующие причины: «в Интернете много безнравственного, он развращает», большое количество порнографии, которую нужно запретить, пропаганда насилия, экстремизма и терроризма. Интернет также плохо влияет на молодежь, развращает ее (2%), содержит массу недостоверной и ненужной информации (по 2%). Противники же регулирования информации в интернете чаще говорят, что главная ценность «всемирной паутины» — в возможности для человека выбирать ту информацию, которая ему нужна (9%). По 1% ссылаются на свободу слова, на то, что интернет единственное место, где нет цензуры, сообщает сайт ВЦИОМ.
Чаще всего наши сограждане отмечают, что в интернете необходимо запретить сайты с детской порнографией (89%). Среди пользователей интернета доля таких респондентов выше — 94%. По 83% респондентов считают нужным запрещение сайтов террористических организаций и экстремистского содержания (среди пользователей интернета — 87% и 86% соответственно). 75% наших соотечественников полагают, что необходим запрет на сайты порнографического и эротического содержания, причем среди пользователей Интернета доля таких респондентов ниже — 71%. 64% выступают против рекламы табака и алкогольной продукции на интернет-страницах (62% среди пользователей интернета), 59% – против пиратской аудио- и видеопродукции (57% среди пользователей интернета). Менее критично россияне оценивают спам и рассылки — 48% опрошенных за их запрет, причем среди пользователей интернета доля таких респондентов составляет 58%, а также сайты оппозиционных политических сил (против их размещения в интернете выступает 41% россиян и столько же пользователей глобальной сети). В том, что государство недостаточно регулирует деятельность интернета в России, уверены 49% опрошенных. Только 12% полагают, что интернет в достаточной степени контролируется государством, и лишь 2% заявляют, что государство слишком активно регулирует деятельность интернета в России. 41% затруднились ответить на этот вопрос.
«Отрадно сознавать, что большинство жителей России осуждают наличие в интернете порнографии — это свидетельствует о том, что здоровые нравственные инстинкты у большей части нашего общества ещё сохранились. На Западе, к примеру, активно ведется борьба с детской порнографией в любых формах, в том числе и с её присутствием в интернете. Поэтому было бы хорошо, если бы и наши правоохранительные органы использовали зарубежный опыт в борьбе с этим совершенно недопустимым явлением», — заметил отец Серапион, комментируя данные соцопроса. При этом пастырь обратил внимание, что вопрос цензуры в данном вопросе «является вторичным по отношению к борьбе с явлением в целом». «Однако, — добавил он, — если у государства есть технические возможности для блокирования порносайтов было бы неплохо эти возможности использовать».
Вместе с тем, заметил отец Серапион, в вопросе нравственной цензуры, к сожалению, не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. «У меня, при всей поддержке наличия нравственной цензуры в интернете, тем не менее, возникает два вопроса. Первое: что будет пониматься под словами „нравственно“ и „безнравственно“, какая нравственная планка будет установлена при введении такой цензуры? Не секрет, что в условиях тотального нравственного релятивизма, элементарной безграмотности, в нашем обществе бытуют совершенно различные представления о нравственном и безнравственном. Разные люди имеют совершенно различные нравственные ценности, их иерархию. Очень часто вещи, которые Церковь осуждает безусловно, общество считает естественными проявлениями человеческой природы. Одновременно с этим, в современном обществе считаются безнравственными некоторые вещи, которые Церковь считает своим долгом. Очень многие считают нашу непримиримость ко греху проявлением нетолерантности и считают это безнравственным. Поэтому эта идея вызывает сложные чувства», — пояснил свою позицию священник.
«Не получится ли так, что при введении данной цензуры будет предложена либо совершенно заниженная нравственная планка, либо вообще неверный критерий морали? Возникает вопрос и о амбивалентности самого механизма — ведь технические возможности, позволяющие установить цензуру в интернете, могут быть использованы и для других целей. Например, для установления контроля над личностью пользователя, отслеживанию его присутствия в интернете не только с точки зрения нравственного/безнравственного. Более того, остается большой вопрос, в чьих руках будет находиться такой контроль. Если это окажется в руках людей, плохо относящихся к Православной Церкви, и не любящих русский народ, то мы можем увидеть его использование в отрицательном смысле. Например, сегодня мы устанавливаем в интернете контроль над использованием каких-то безнравственных вещей, а завтра начнется борьба с проявлением „религиозной нетерпимости“ или „национальной розни“. И окажется, что интернет-цензура начнет изымать произведения русской классики, где какие-то народы названы не „теми“ словами или подвергать репрессиям православные сайты, где мы выступаем против тоталитарных сект, или преследовать тех русских людей, которые возмущены разгулом мигрантов, которые порой ведут себя очень недостойно. Поэтому вопрос этот очень противоречивый» — рассуждает отец Серапион.
«Поэтому, я могу заявить, что такая цензура допустима и желательна, если она будет базироваться на евангельских нравственных нормах. Если эта цензура будет принимать авторитет Божественного Откровения, если она будет исходить из абсолютизма нравственных ценностей, будет находиться в руках нравственных людей, если она не будет в руках врагов Церкви и русского народа. Вместе с тем, хотел бы отметить, что ничто не мешает православным, хорошо знающим компьютер и информационные технологии, и сегодня проводить акции по контролю над проявлениями безнравственности в интернете, по отслеживанию таких проявлений. Мы должны создать православную полицию нравов, которая будет находиться под контролем верующих людей, и которая помимо прочего, будет ещё и защищать православные ресурсы от вторжения тех, кто ненавидит Православие, потому что наши ресурсы часто являются объектами хакерских атак», — заключил иеромонах Серапион. Русская линия
Иеромонах Серапион (Митько): «Мы должны создать православную полицию нравов» Известный миссионер прокомментировал желание значительной части народа ввести в интернете нравственную цензуру...