Согласно опросам общественного мнения, проведенным накануне выборов президента США, религиозные убеждения американских граждан сильно коррелируют с их электоральными предпочтениями.
К сентябрю расклад предвыборных предпочтений основных групп верующих американцев стал уже окончательно ясен, отмечает «Интерфакс–религия». Его основные черты сформировались еще на предыдущих выборах, и, как показали социологические опросы, за минувшие четыре года в политических установках религиозных граждан США мало что изменилось. Базу сторонников республиканца Джона Маккейна составили белые протестанты, для которых немыслимо пропустить еженедельное богослужение в своем приходе. В сентябре за него намеревались голосовать 65% таких верующих по данным «Gallup» и 74% – по данным «Pew Forum». Евангелисты, для которых достаточно посещения службы раз в месяц, также склонялись отдать голоса за Маккейна (50% и 54% соответственно).
Джордж Буш-младший в 2004 году, однако, имел в этой среде больший успех — за него проголосовало 82% самых религиозно дисциплинированных белых протестантов и 72% тех, кто посещает церковь ежемесячно, согласно данным Национального предвыборного опроса. Тем не менее, и на выборах-2008 фактор приходской активности (worship service attendance) играет важную роль для наблюдения за избирателями — по мнению ведущего аналитика исследовательского центра «Pew Forum» Джона Грина, более важную, чем разделенность по гендерному либо имущественному признаку. Ведь белые протестанты, почти не посещающие церковь, несмотря на формальную религиозную принадлежность, склонны голосовать за демократов — и четыре года назад, и сейчас.
Чью еще поддержку удалось снискать Маккейну на финишной прямой, с марта по октябрь? Более-менее с его кандидатурой готовы были согласиться белые католики, другая группа американских консерваторов, впрочем, в отличие от протестантов, никогда не знающая, кто им больше по нраву, «ослы» или «слоны». Американские католики (23% населения страны, 65% от этого числа — белые), по словам президента Католической лиги за религиозные и гражданские права Уильяма Донахью, всегда были «политическими бомжами» — с 1972 года они четырежды голосовали за демократов и пять раз за республиканцев. В 2004 году католики предпочли католика Керри, «заигрывавшего» с геями и феминистками, методисту Бушу, давившему на защиту традиционных ценностей, и за несколько месяцев до 4 ноября 2008 года готовы были продолжать поддерживать республиканцев — 46% католических верующих нравился Маккейн («Pew Forum»). Последний приложил немало усилий для завоевания их голосов, объединив среди прочего 100 известных американских католиков в национальный комитет «Католики за Маккейна» с двумя пафосными сенаторами во главе.
Однако в нынешней избирательной кампании этнический фактор электоральной мотивации оказался сильнее религиозного (показательно, что кенийская бабушка Обамы была одним из самых популярных и упоминаемых в СМИ персонажей предвыборной кампании). Более 90% протестантов-афроамериканцев (а негры в США — в основном члены протестантских деноминаций) с самого начала гонки поддерживали сенатора от Иллинойса. За него же готовы были проголосовать и католики латиноамериканского происхождения: согласно октябрьскому опросу «Gallup», 65% против 26% сторонников Маккейна.
Вслед за ними выстроились и прочие представители религиозно-этнических групп, так или иначе попадающих в статус меньшинств по отношению к WASP. Мусульмане (от 0,6% до 1,3% населения США), с 2004 года отвернувшиеся от республиканцев за антиисламскую риторику Буша, появление Обамы на политической арене страны встретили с одобрением — возможно, даже большей, чем хотелось бы самому Обаме. На протяжении всего 2008 года кандидату-демократу приходилось публично открещиваться от подозрений в «криптоисламе», просить лидера радикальной организации «Нация ислама» Луиса Фаррахана попридержать свои горячие обещания поддержки и обвинять Маккейна в черном пиаре против него с использованием «исламских технологий» — но реноме его уже успело сформироваться. В сентябре 13% американцев считали Обаму мусульманином, причем эта цифра успела вырасти за полгода на три процента («Pew Forum»). Что, впрочем, не помешало избирателям-иудеям (1,7% населения США) остаться верными своей традиции поддерживать кандидата от демократов — более половины американских евреев склонялись именно к такому выбору.
Электорат Обамы, отмечает «Интерфакс–религия», — это формально верующие американцы, не находящие в своей повседневной жизни места для молитвы и посещения богослужений, и открытые атеисты. Также стратегически важный для политической борьбы слой населения — ведь, согласно опросам, более 16% американцев не ассоциируют себя ни с какой религией. По различным подсчетам, от 56% до 69% представителей этой группы и еще больший процент участников разнообразных неорелигиозных групп и сектантских образований должны были проголосовать за Обаму. Обама публично объявил о своем членстве в «Объединенной церкви Христа». По его словам, политическая история Америки не состоялась бы без религии. В своих предвыборных речах Обама призывал не отделять работу от веры. В итоге, к августу уже 38% американцев соглашались с тем, что для Демократической партии религиозная тематика важна (в 2006 году таковых было лишь 26%).
В то же время Барак Обама выступает против конституционного запрета так называемых «гей-браков», считает сексуальное воспитание в школах правильной мерой против абортов и готов ослабить федеральные меры против эмбриональных исследований. Словом, движется в русле демократической логики, либеральной по своему существу в ряде дискуссионных для американского общества вопросов. Итог — меньшинства за Обаму. Меньшинства Америки — религиозные, национальные, сексуальные — в своем едином политическом действии образуют авторитетную электоральную силу, которая обеспечивает демократическому кандидату отрыв от конкурента. Русская линия