«В июле 2006 года этот вопрос уже поднимался нашей епархией, — говорится в заявлении епархии. — За прошедшие два года в жизни Ивановской области произошли значительные изменения, как в экономическом, так и в социальном плане. Поэтому мы считаем возможным именно сейчас вернуться к обсуждению той духовной проблемы, которая связана с нынешним названием главного города нашей области».
В Иваново-Вознесенской епархии считают несправедливым переименование в 1932 году Иваново-Вознесенска в Иваново: «Мы считаем, что принятое тогда постановление президиума горисполкома носило крайне несправедливый характер. В нем говорилось о якобы отсутствии в двойном названии города исторического значения. С этим категорически нельзя согласиться. Город Иваново-Вознесенск и село Иваново, существовавшее до его возникновения несколько столетий — разные населенные пункты. Иваново практически до самого создания города в 1871 году являлось крепостным селом, принадлежавшим роду графов Шереметевых. Его жители не имели навыков самоуправления. Вся собственность богатых крестьян, в том числе и создающих текстильное производство, принадлежала помещикам. Она могла быть отнята в любой момент. До 80-х годов XIX столетия Шереметевым принадлежала земля главных сельских площадей и многие здания села.
Богатые, предприимчивые крестьяне за очень большие деньги выкупались на волю. Они не могли больше жить в крепостном селе. Крестьяне создавали слободы в стороне от Иваново. Главной из них стала Вознесенская, основанная на месте старинного монастыря — Вознесенской мужской пустыни, существовавшей, как минимум уже в XVIII столетии. Впоследствии известным московским архитектором Константином Тоном, автором проекта храма Христа Спасителя здесь был построен прекрасный Вознесенский храм».
«Именно Вознесенский Посад, созданный 155 лет тому назад, в 1853 году стал самым настоящим городом, у которого были свой бюджет, свои выборные органы самоуправления и, в том числе, свои школы и больницы, — подчеркивается в документе. — Посад был создан свободными людьми, которые умели не только обустроить свою собственную жизнь, но и жизнь тех, кто их окружает. Именно в слободах активно развивается текстильное производство».
Когда в 1861 году крепостные из села Иваново получили личную свободу, они столкнулись с огромными проблемами: «Они сумели заплатить выкупные платежи помещику. Однако предстояло еще создать выборные органы, выкупить землю и здания в центре села, приложить усилия для развития медицины и народного образования. Самостоятельно преодолеть эти трудности они не могли. И только после объединения в 1871 году села Иваново и Вознесенского Посада в новый населенный пункт — город Иваново-Вознесенск, с помощью, в первую очередь, посадских жителей удалось решить эти проблемы. За короткий период времени численность населения нового города многократно превысила число жителей бывшего крепостного села».
Также в епархии отмечают, что трагедией стало не только переименование города Иваново-Вознесенск, как и названий многих улиц, но и уничтожение храмов и кладбищ города: «На территории современной площади Пушкина, там, где стоит сегодня Дворец искусств, находился древний Покровский мужской монастырь, впоследствии — величественный комплекс городских соборов. Здесь же располагалось самое главное кладбище Иваново-Вознесенска. Все это было уничтожено. Могилы подверглись надругательству. Из них были выброшены все останки, в том числе и одного из создателей Иваново-Вознесенска — администратора, историка и мецената Якова Петровича Гарелина. Еще одно кладбище располагалось вблизи Вознесенского собора, в центре Вознесенского Посада. Здесь лежали те люди, которые сделали возможным развитие нашего города. Все их останки были выброшены из могил и уничтожены. Взорван был и сам храм. Ныне вблизи места, где он стоял — памятник „вождю мирового пролетариата“».
«На территории старинного Успенского городского кладбища был устроен парк отдыха с танцевальной площадкой. Не эти ли танцы на костях стали духовной причиной стольких бед, которые принес нашим гражданам XX век?» — задаются вопросом в епархии.
«И лишь в одном месте, там, где сейчас располагается площадь Революции, безбожники не уничтожили часть могил, а просто сравняли их с землей. Однако они взорвали величественный храмовый комплекс, в том числе и храм Рождества Христова, освященный некогда одним из самых почитаемых русских святых — святителем Феофаном Затворником. Сейчас здесь устроен сквер, а не знающая своей истории молодежь гуляет, попирая могилы своих предков».
«Возвращение нашему городу его исторического имени — это подлинное восстановление справедливости, — обращаются представители епархии. — Некоторые историки сейчас подсчитывают, сколько лет наш город носил то или иное название. Однако справедливость вовсе не в этом количестве лет. Наши предки, создавшие город Иваново-Вознесенск, не исчезли, хотя их останки давно уничтожены безбожниками. Они духовно вместе с нами. Безнравственно попирать их память. Мы должны вспомнить их имена и все их благие дела, главным из которых стало создание Иваново-Вознесенска из бывшего крепостного села Иваново и молодого свободного населенного пункта — Вознесенского Посада». «Мы призваны молитвенно вспомнить все их труды на благо родной земли. Мы сможем это сделать, только вернув городу его подлинное имя — Иваново-Вознесенск», — подчеркивается в документе. Русская линия
«Возвращение исторического имени — это подлинное восстановление справедливости» Русская Православная Церковь просит вернуть городу Иваново имя Иваново-Вознесенск...