Иеромонах Серапион (Митько): «Подобного рода эксперименты не носят научного характера»
Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии проанализировал результаты исследования о связи религиозности и переносимости боли…
«Переживание боли уникально в каждом индивидуальном случае. Мы не можем почувствовать боль другого человека, поэтому мы не может утверждать, что переживаем боль другого человека так же, как он. Поэтому подобного рода эксперименты не носят научного характера, они проводятся скорее для популяризации тех или иных научных групп или институтов с целью привлечения к ним внимания прессы, что, естественно, повышает их инвестиционный рейтинг и позволяет получать все новые и новые исследовательские гранты. Кризис подобной маркетинговой стратегии заставляет такие группы экспериментальных исследователей обращаться к все более новым и новым информационным поводам. И одним из таких поводов является исследование связи между религиозностью и строением нервной системы. Эксперимент испытанием электрошоком на фоне созерцания произведений мирового искусства религиозного или светского содержания по своей сути совершенно ненаучный», — заявил в интервью «Русской линии» заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько), комментируя выводы исследования, проведенного группой ученых из Оксфордского университета, о том, что верующие люди могут переносить страдания с большей стойкостью, чем атеисты.
Группа ученых из Оксфордского университета установила, что верующие люди могут переносить страдания с большей стойкостью, передает сайт «Вокруг света» со ссылкой на газету The Telegraph. Согласно результатам научного эксперимента, вера в Бога действительно может облегчать боль. Это, по мнению экспериментаторов, подтверждает теорию, согласно которой христианские мученики могли ослаблять страдания от пыток или медленной смерти.
В ходе эксперимента ученые помещали 12 католиков и 12 атеистов в магнито-резонансный сканер и, пока те рассматривали картину Сассоферрато (Sassoferrato) с изображением Девы Марии и полотно Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», воздействовали на подопытных электрошоком. Исследователи надеялись, что созерцание лика Девы Марии простимулирует религиозные чувства у верующих. Картина да Винчи была выбрана потому, что схожа с работой Сассоферрато и как бы успокаивает зрителя.
Как заявили после опыта католики, лик Девы Марии вызывал у них чувство безопасности, заботы и умиротворения. Кроме того, после рассматривания религиозной картины верующие чувствовали боль на 12% меньше, чем после созерцания «Дамы с горностаем». А сканирование передней правой области их мозга показало, что у верующих были активны нервные механизмы модуляции боли. У атеистов такой мозговой активности не наблюдалось, их болевые ощущения были одинаковыми после просмотра каждой из картин.
В результате экспериментаторы сделали вывод о том, что верующие люди могут активизировать часть мозга, связанную с переживанием болевых ощущений, думая о боли в позитивном ключе. По мнению же одного из членов команды ученых, психолога Мигеля Фариаса, похожего эффекта уменьшения боли можно добиться у атеистов, если дать им возможность смотреть на изображение человека, к которому они испытывают позитивные чувства.
Отметим, в прошлом году ученые из Цюрихского Университета выяснили, что болевые ощущения обусловлены не только физиологическими, но и в значительной мере психологическими факторами. По словам специалистов, храбрость помогает человеку чувствовать боль в меньшей степени. Человек, который чувствует себя героем, страдает от болевых ощущений меньше, чем тот, кто чувствует себя трусом. Осознание того, что эти страдания необходимы и имеют какой-то смысл, также уменьшает боль.
Со своей стороны, иеромонах Серапион (Митько) рассказал о христианском значении страданий и боли. «Религиозный человек, особенно христианин, осознает, что в скорбях есть смысл. В любой религии страдания имеют богословское объяснение, однако, в большинстве религий это то, что необходимо преодолеть, то, что является наказанием за грехи. Верующий мусульманин или иудей, переживая страдания, осознает, что эти страдания могут быть ниспосланы ему как наказание за его грехи для очищения его души через эти страдания. Для христианина же страдания — это путь к спасению, это путь к обожению, потому что тайна этой вселенной заключается в тайне Креста. Поэтому христианин может видеть в страданиях позитивный смысл, а неверующий человек не может увидеть в страданиях позитивного смысла, так как он вообще не видит в них никакого смысла, поэтому и переживает их очень болезненно», — полагает иеромонах Серапион (Митько). Русская линия
Иеромонах Серапион (Митько): «Подобного рода эксперименты не носят научного характера» Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии проанализировал результаты исследования о связи религиозности и переносимости боли...