Российские парламентарии сомневаются в эффективности госрегулирования цен на топливо…
В среду, 10 сентября в российских регионах по инициативе Ассоциации профсоюзов транспорта и связи России прошла акция протеста против необоснованного повышения цен на топливо. Участники акций обвиняют монополистов в ценовом сговоре и собирают подписи под обращением к руководству России с требованием ввести госрегулирование и контроль над уровнем цен на топливо, а также обеспечить снижение цен в соответствии с реальными возможностями российской экономики и уровнем платежеспособности населения, сообщает Regions.ru. На 7 октября намечен второй, более масштабный, этап акции.
В связи с этим агентство провело опрос российских парламентариев на предмет того, должно ли государство регулировать цены на топливо и какие еще меры следует предпринять, чтобы избежать социального взрыва.
Неоднозначную оценку дал призывам ввести госрегулирование и контроль над уровнем цен на топливо первый член Совета Федерации Валентин Межевич. «Топливо — это слишком обобщенное название, поэтому если имеется в виду конкретно бензин, то государственное регулирование просто невозможно, поскольку все компании, которые на сегодня существуют на рынке, не являются монополистами», — заявил сенатор. По мнению парламентария, «прежде всего необходимо просто разобраться в причинах роста цен, и только после этого предпринимать какие-либо меры, поскольку госрегулирование — это, по сути, национализация нефтяной промышленности». «Чтобы избежать социального взрыва в связи с ростом цен, нужно применять меры антимонопольного регулирования, и, прежде всего, необходимо усилить конкуренцию, а также должна развиваться топливная биржа, которая сейчас уже начинает работать», — полагает Межевич.
А сенатор Оганес Оганян уверен, что цены на топливо должно регулировать именно государство. «Топливо — это один из объективно необходимых продуктов для жизнедеятельности человека, поэтому цены на него, безусловно, должны регулироваться государством», — сказал он. «Аналогичная практика существует во многих развитых странах с рыночной экономикой», — добавил политик. Однако, по мнению парламентария, ситуация еще далека от социального взрыва, потому что «инфляционный процесс и доходы населения определяются не только одной ценой на топливо». «Социальный взрыв произойдет только в том случае, если доходы населения будут ниже прожиточного минимума. Но объективное состояние нашей макроэкономики не предполагает этого на сегодняшний день и в ближайшем будущем, хотя, конечно, ушки на макушке все же надо держать», — подытожил Оганян.
В свою очередь сенатор Николай Тонков считает, «государство не должно напрямую регулировать цены на топливо, этим должен заниматься рынок». При этом он добавил, что «в особо социально значимых отраслях государство должно помогать, в частности сельхозпредприятиям и пассажирским авиакомпаниям». Что касается общей ситуации с ценами на топливо, то парламентарий считает необходимым «уходить от монополизма и в большей степени развивать рынок, поскольку, чем больше будет компаний в этом секторе экономики, тем больше будет конкуренция, и честнее будут цены». Политик также уверен, что правительство не допустит социального взрыва в связи с высокими ценами на бензин, поскольку способно, по его словам, «адекватно ответить на призывы населения».
По мнению же депутата Госдумы Анатолия Аксакова, госрегулирование и контроль над уровнем цен на топливо позволит избежать социального взрыва. «Государство должно управлять процессом, связанным со стоимостью топлива», — заявил депутат. При этом он напомнил о том, что «есть не прямой метод регулирования цен, а косвенный — рыночный, проверенный на жизненном опыте». По словам парламентария, «одна из причин роста стоимости нефтепродуктов, связана с тем, что нефть уходит за рубеж из-за высоких цен, что делает экспорт более выгодным по сравнению с переработкой нефти на внутреннем рынке». «Для того чтобы стимулировать процесс нефтепереработки внутри страны, необходимо поднять таможенные пошлины на экспорт, а если нефть будет перерабатываться в России, это позволит избежать социального взрыва», — уверен Аксаков.
А депутат-единоросс Юрий Медведев высказал предположение, что «поднимать тему госрегулирования цены на топливо сегодня нецелесообразно, поскольку можно вообще остаться без топлива». По мнению парламентария, «задача власти не регулировать цены на топливо, а сделать так, чтобы на всей территории страны стоимость одного и того же продукта была одинаковой, независимо от расположения того или иного региона». «А что касается госрегулирования цены на топливо в целом, — продолжил Медведев, — видимо, многие забыли, как получали по талонам бензин. К тому же мы не можем изолироваться от внешнего мира и прекратить поставку энергоресурсов за рубеж». «Цена на бензин зависит от того, сколько забирает государство у нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, что, безусловно, влияет на конечную стоимость продукта. И именно это необходимо понять», — подчеркнул политик. «Государству, не дожидаясь выхода людей на улицы, необходимо оперативно принять решение с точки зрения налогового послабления и таможенного регулирования», — заключил Медведев. Русская линия