Православные священнослужители уверены, что российское образование утрачивает присущую ему фундаментальность…
Российское образование утрачивает присущую ему фундаментальность, считает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов. «Система нашего образования — в кризисе, — заявил отец Борис в интервью сайту Regions.ru. — Одна из важнейших причин этого — утрата фундаментальности знаний. Придание знанию функционального значения и технологизация учебного процесса, т. е. процесса преподавания и усвоения знаний, приобретают сейчас глобальный характер», — считает священник.
«Но это не единственная причина. Есть причина более глубокого залегания. Она заключается в том, что образование в дореволюционной России воспринималось почти буквально исходя из понятия образа Божия в человеке. Другое дело, насколько удачно эта идея воплощалась на практике. Но в русской культуре эта идея имеет очень глубокие религиозные корни и занимает в ней очень важное место. И в свою очередь причина разрушения фундаментальности знания и превращения его в объект эксплуатации заключается в забвении главной цели образования — восстановление образа и подобия Божия в человеке. Какой бы нереальной, может быть, для многих ни казалась эта идея, но так или иначе она должна присутствовать в нашей системе образования», — уверен отец Борис.
«Итак, если мы осознаем состояние кризиса в системе образования, мы должны осознать и его причины. Конечно, наша система образования должна как-то соответствовать мировым процессам, но она вовсе не должна им всецело подчиняться. В ней должно остаться глубокое, — фундаментальное в исконном значении слова — измерение. Для начала просто необходимо, чтобы хотя бы все гуманитарии изучали латынь и древнегреческий», — полагает священник. «Вообще не надо жалеть средств на образование. Нужно серьезно потратиться на то, что называется широким научно-образовательным кругозором, и не ожидать от этого быстрой выгоды», — подытожил отец Борис Михайлов.
В том, что Россия не должна копировать американскую систему образования, уверен и руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата иеромонах Димитрий (Першин). «Да, наша система образования переживает глубокий кризис. Причем причина этого — в переходе с традиционной для России немецкой парадигмы развития на англо-американскую. Россия последних 300 лет — это страна немецкой культуры научной мысли, ведения войны и государственного управления», — полагает отец Димитрий. «А последние 10−15 лет мы видим переход на англо-американскую модель, в которой акцент делается не на фундаментальных базовых знаниях и жестких требованиях к образовательному стандарту, а на методиках адаптации человека к изменяющемуся миру и прикладных задачах. И вот сейчас происходит самая настоящая трагедия: отказ от мощной системы образования, восходящей еще к досоветскому периоду, в пользу англо-американской системы образовательных ценностей. Вторая проблема российского образования — это отсутствие мотивации к образованию в целом. Многие люди, получившие серьезное образование, оказываются никому не нужными. Это уже не столько кризис системы образования, сколько кризис самого института науки как социального института. А отсутствие перспективы может быть страшнее всех остальных проблем», — считает руководитель информационно-издательского управления.
«Для преодоления кризиса нужно взять лучшее из дореволюционной отечественной системы образования и нужно возрождать и развивать систему грантов и экспертных советов, прекрасно зарекомендовавшую себя на Западе. Кроме того, нужны точечные инвестиции в развитие конкретных научных исследований в рамках малых групп, создаваемых под конкретные проекты. В целом же, по-моему, система образования нуждается главным образом не в реформах, а в сохранении того, что было достигнуто в советские годы. Советская система образования имела прекрасно отстроенную структуру базовых предметов — естественнонаучные дисциплины, русский язык и литература; осталось только по-другому расставить акценты в истории и обществоведении, что во многом уже сделано за последние годы. Следовало бы вспомнить и о гимназическом преподавании древних языков, изучение которых делает человека не только гражданином мира, но позволяет обратиться к истокам мировой культуры», — заключил отец Димитрий.
Настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова протоиерей Сергий Махонин также заметил, что кризис системы образования очевиден. «Причин множество — от самых банальных (экономических), до самых важных (нравственных)», — сказал он. «Клубок проблем образовался вокруг ключевой фигуры системы образования — учителя. Сейчас статус учителя низведен фактически до статуса обслуживающего персонала. А ведь учитель — это наставник, он должен быть носителем нравственного авторитета, а не просто передатчиком информации», — отметил священник.
«Много сложностей связано со сменой поколений преподавателей. Молодых учителей не так уж много. Не все готовы вступить на этот путь жертвенного служения. Да и уровень квалификации самих учителей часто оставляет желать лучшего», — признал священник. «Сейчас школа из источника фундаментальных знаний превращается в источник поверхностной и часто ненужной информации, да и ту дети переваривают с трудом, потому что нарушены важнейшие механизмы усвоения знаний. Серьезная задача — усвоение нравственных уроков, которые дает нам и история, и классическая литература. Без усвоения этих уроков само образование становится бессмысленным», — считает отец Сергий.
«Преодоление кризиса в системе образования непосредственно связано с преодолением нравственного кризиса, в котором оказалось наше общество. Надо молить Бога, чтобы Он послал таких делателей на Свою жатву, которые могли бы достойно представлять отечественную науку, культуру и образование», — заключил протоиерей Сергий Махонин. Русская линия