Иеромонах Серапион (Митько): «Очередная реформа не решит главных проблем высшей школы»
Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии подверг критике идеи министра образования Андрея Фурсенко по реформированию высшего образования…
«Сама идея единого государственного экзамена (ЕГЭ) проистекает из психологического понимания образования, которое, несомненно, присуще Андрею Фурсенко в силу его собственных научных предпочтений и в силу собственного мировоззрения. Если рассмотреть идею более внимательно, то мы увидим абсолютизацию некоторых критериев, далеко не объективных, далеко не абсолютных. Я сомневаюсь, что многие из творцов этой реформы могли бы сами сдать ЕГЭ и поступить при этом в какое-то учебное заведение», — заявил в интервью «Русской линии» заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько), комментируя последние предложения министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко по реформированию системы высшего образования.
Как передает ИТАР-ТАСС, после 2009 года прием в российские вузы будет зависеть от успеваемости школьников, сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Он пояснил, что двоечникам дорога в университеты будет закрыта. «С введением ЕГЭ в полном объеме с 2009 года мы поставим вопрос и оформим его законодательно о том, чтобы ниже определенного уровня знаний ребят в вузы ни на бюджетные, ни на внебюджетные места принимать нельзя», — заявил Фурсенко.
Таким образом, по словам министра, «выпускники школ, сдавшие ЕГЭ на „двойки“, продолжить свое образование с такими результатами не смогут». «Если человек хочет продолжать свое обучение — он должен показать, что может и хочет учиться», — подчеркнул он. Министр также отметил, что «сдать ЕГЭ на не очень высокий балл (около 45) по любому предмету может человек средних способностей, если он хочет заниматься». Комментируя споры вокруг ЕГЭ, Фурсенко выразил мнение, что «это правильный инструмент, но как и любой инструмент проверки должен совершенствоваться».
Фурсенко считает, что большинство существующих сегодня в России вузов неконкурентоспособны. По его оценке, в масштабах страны должно остаться до 50 университетов, и не более 15−20% вузов — 150−200 единиц максимум. «Сегодня в России порядка тысячи вузов. Реально конкурентоспособными среди них могут быть порядка 150. Это 15−20% от их нынешнего количества», — заявил министр. Остальные вузы могут либо стать филиалами университетов, либо преобразоваться в средне-профессиональные учебные заведения, либо должны закрыться, считает глава Минобрнауки.
Фурсенко признал, что сегодня, «к сожалению, существует обратная тенденция, когда очень неплохие техникумы становятся очень посредственными вузами». Министр добавил, что конкурсы, проведенные в рамках национального приоритетного проекта «Образование», показали, что на звание лидеров в России могут претендовать порядка 57 вузов.
По словам отца Серапиона (Митько), проблема сокращения количества университетов более сложная, чем ЕГЭ. «В начале 1990-х годов путем титанических усилий наша научная интеллигенция и общественность смогла добиться приостановки сокращения вузов. В целом систему высшего образования тогда удалось сохранить. Борясь за сохранение высших учебных заведений, мы часто руководствуемся теми идеями, которые были у нас в 1990-е годы. Сегодня же, на самом деле, ситуация изменилась. Сейчас прежние профессорско-преподавательские кадры в значительной степени ушли из высшей школы. Значит, теперь пришли люди совершенно другой формации, и, к сожалению, далеко не все вузы теперь выполняют присущую им функцию. Кроме того, в стране резко понизился уровень подготовки выпускников средней школы; иными словами, нынешний абитуриент стоит значительно ниже по своей подготовленности, чем абитуриент советского времени или даже абитуриент 1990-х годов», — отметил отец Серапион.
«По сути дела, люди, поступающие в университет, не имеют образования, необходимого для обучения в высшем учебном заведении. Поэтому сегодня университеты оказываются перед выбором: либо сократить прием и тем самым сократить количество ставок, то есть уволить значительное количество преподавателей, либо принимать абитуриентов, которые подготовлены недостаточно. В таком случае, соответственно, под уровень этих абитуриентов придется адаптировать всю программу высшего профессионального образования; в результате уровень образования в вузах резко снизится. Очень многие учебные заведения, в частности, многие педагогические университеты, в настоящие время используются для получения высшего образования людьми, имеющими достаточно слабую подготовку. То же самое относится и к ряду технических вузов. Значительная часть выпускников попросту не работает по специальности и не собирается работать. Поэтому понятно стремление определенных представителей нашей элиты навести порядок в образовании, сократить число вузов», — продолжил священник.
«Хорошо, если они руководствуются этой мотивацией. Однако зачастую за этим стоит элементарное стремление взять под контроль ту недвижимость, которая принадлежит вузам использовать ее в коммерческих целях, приватизировать принадлежащие вузам помещения. Очень часто заинтересованной стороной в этом процессе оказываются руководители некоторых университетов. Они уже разрабатывают планы использования тех площадей, которые будут высвобождаться в результате закрытия учебных заведений», — добавил отец Серапион.
«Думаю, что очередная реформа не решит главных проблем высшей школы. Понятно всем, что в нашем образовании далеко не все идеально. Действительно, уровень подготовки специалистов слаб, но вызывает глубокое сомнение то, что те университеты, которые сохранятся после этой реформы, станут лучше, что учиться в них будут более подготовленные студенты, что преподавать в них будут лучшие профессора. Скорее всего, речь идет об определенной тенденции в реформировании системы образования, которая может привести к достаточно негативным последствиям», — заключил иеромонах Серапион (Митько). Русская линия
Иеромонах Серапион (Митько): «Очередная реформа не решит главных проблем высшей школы» Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии подверг критике идеи министра образования Андрея Фурсенко по реформированию высшего образования...