Командиры, препятствующие отправлению военнослужащими религиозных потребностей, нарушают приказ Министра оборона и Конституцию
Собор православной интеллигенции обратился с открытым письмом о нарушении прав военнослужащих-христиан…
Санкт-Петербургская общественная организация «Собор православной интеллигенции» направила председателю Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций при Государственной Думе России Сергею Попову открытое письмо о попрании отдельными командирами Российской армии конституционных прав военнослужащих на их духовное окормление.
«В нашей стране созданы благоприятные условия для удовлетворения религиозных потребностей всех граждан и военнослужащих в том числе. Статья 28 Конституции РФ гарантирует «свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию». Приказ Министра Обороны N79 от 28.02.2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» рекомендует командирам и начальникам «в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывать содействие отправлению военнослужащими религиозных потребностей, религиозному образованию и воспитанию в рамках традиционных конфессий», — отмечается в обращении, подписанном председателем Совета Собора Александром Беляковым.
«В связи с этим, — говорится далее, — вызывают удивление и глубокое сожаление действия некоторых должностных лиц в вопросах соблюдения конституционных прав своих подчиненных и выполнения приказа Министра Обороны. Так, по решению заместителя главнокомандующего Военно-Морским Флотом по воспитательной работе вице-адмирала Ф.С.Смуглина исключены из списков на поход учебного корабля «Перекоп» председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Ганьжин и сотрудник того же отдела иерей Георгий Волобуев. Возникает вопрос: Каким образом будет в течение трех месяцев обеспечиваться отправление курсантами, матросами и офицерами религиозных потребностей, и как будет осуществляться религиозное образование и воспитание без священников на борту?»
Кроме того, отмечает А. Беляков, в Санкт-Петербургском ракетно-артиллерийском кадетском корпусе начальник 5-го управления Главного управления кадров МО посчитал нецелесообразным введение курса «Духовно-нравственные традиции Российской армии», направленного на изучение лучших отечественных традиций, на воспитание у будущих офицеров чувства патриотизма и любви к воинской службе, а в Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского впервые за много лет начальник академии генерал-лейтенант О.П.Фролов запретил приглашать священника на торжественные мероприятия, посвященные выпуску молодых офицеров.
«Все эти факты, на наш взгляд, говорят о попрании отдельными командирами и начальниками, как конституционных прав военнослужащих, так и приказов вышестоящего командования», — отмечается в документе.
Ссылаясь на утверждения представителей командного состава, что предпочтение православным священникам в духовно-нравственном образовании и воспитании может вызвать религиозные конфликты, Собор православной интеллигенции называет их несостоятельными по следующим причинам:
«Во-первых, история Российских Вооруженных Сил не знает религиозных конфликтов. Во все времена христиане, мусульмане, буддисты и иудеи плечом к плечу защищали свою Родину, уважая веру своих товарищей. Это уважение воспитывалось православными священниками. Как раз отсутствие духовного пастыря может вызвать негативные явления во взаимоотношениях между представителями различных религий;
во-вторых, среди всех традиционных конфессий нет противоречий в вопросах духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Еще 25 декабря 2006 года Федерация еврейских общин (ФЕОР) и Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России озвучили свое положительное отношение к введению в армии института военного духовенства;
в-третьих, отдание приоритета в Вооруженных Силах православному духовенству полностью соответствуют демократическим нормам, поборником которых объявило себя наше государство. По заявлению заместителя начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил контр-адмирала Ю.Ф.Нуждина из числа верующих военнослужащих 83% являются православными христианами, 6% – мусульманами, 2% – буддистами, 1% – протестантами, католиками, иудеями. Отсюда следует, что православные священники значительно больше других конфессий должны посещать корабли и части».
Заявления некоторых командиров и начальников о том, что в современной России Церковь отделена от государства, и поэтому священникам нечего делать в Вооруженных Силах, также не состоятельны, утверждает А. Беляков:
«Во-первых, Церковь отделена от государства в большинстве демократических стран, что не мешает там иметь институты военных капелланов;
во-вторых, Православная Церковь, духовно окормляя военнослужащих, ни в коей мере не вмешивается в деятельность Вооруженных Сил, в распоряжения, приказы и приказания командиров и начальников (..);
в-третьих, опыт 90-х годов прошлого века показывает, что если в воинские части и на корабли не допускаются православные священники, их место занимают сектанты, чья деятельность направлена на агитацию против службы в Вооруженных Силах, на разрушение нашей государственности и наших национальных традиций».
«Собор Православной интеллигенции, как православная общественная организация, в состав которой входят и представители Вооруженных Сил, выражает озабоченность вышеизложенными фактами и надеется, что они являются всего лишь досадным недоразумением», — говорится в письме депутату С.А.Попову, копия которого также направлена в Общественную Палату при Президенте России. Русская линия
Командиры, препятствующие отправлению военнослужащими религиозных потребностей, нарушают приказ Министра оборона и Конституцию Собор православной интеллигенции обратился с открытым письмом о нарушении прав военнослужащих-христиан...