Какие меры следует предпринять для спасения культуры?
Российские парламентарии выразили озабоченность духовным состоянием российского общества…
Результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в этом году шокировали российскую общественность и стали темой обсуждения Госдумы, передает Regions.Ru. Больше всего двоек выпускники получили по литературе. Более четверти (25,3%) школьников оказались незнакомы с этим предметом. «Мы не можем говорить о воспитании патриотизма подрастающего поколения, если они не знают родного русского языка, они не знают русской литературы», — заявил депутат Госдумы Анатолий Локоть.
Ведущие российские политики давно бьют тревогу по поводу судьбы русской культуры. Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин в недавнем интервью журналу «Россия. Третье тысячелетие» призвал общество принять срочные меры по возрождению культуры и образования. Он подчеркнул значение культурного развития общества для инновационной экономики. «Между мальчиком, не знающим Пушкина, и нелетающим истребителем существует прямая связь. Парадокс в том, что без Достоевского и Пушкина, Чайковского и Скрябина, Репина и Врубеля инновационную экономику не построишь», — заявил председатель Счетной палаты.
Как бы Вы оцениваете проводимую сейчас соответствующими ведомствами политику в отношении русской культуры и образования? Какие меры следует предпринять для спасения культуры? C такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента. Парламентарии крайне пессимистично оценили современное состояние русской культуры и отдельно остановились на недостатках работы государственных структур, призванных заниматься ее развитием. По их мнению, ситуация требует немедленных и решительных действий.
«Тревожным сигналом» назвал последние результаты ЕГЭ по литературе председатель Комитета Совета Федерации (СФ) по аграрно-продовольственной политике, представитель в СФ от Госдумы Астраханской области Геннадий Горбунов. «То, что за ЕГЭ по литературе более 25% российских школьников получили двойки, должно стать тревожным сигналом для Минбразования», — заявил сенатор.
С сожалением отметив, что «в последние годы русская литература и культура оказались в загоне», парламентарий указал на необходимость спасения исконной русской культуры. При этом он выразил надежду на то, что «такой нерадостный факт, как двойки по литературе, и углубляющееся отдаление нашей молодежи от истоков подтолкнут людей, непосредственно отвечающих за образование наших детей, к пересмотру школьной программы по гуманитарным предметам и, в первую очередь, по литературе». «Ведь без знания литературы и культуры человек растет ограниченным, не имеющим чувства патриотизма, и хороший „технарь“ из него тоже не выйдет, поскольку достижения в науке возможны только через изучение классической русской литературы и культуры», — заключил Г. Горбунов.
«Несовершенной» назвал политику Минобразования России заместитель председателя Совета Федерации, представитель в СФ от правительства республики Саха (Якутия) Михаил Николаев, являющийся также главой Национального общественного комитета «Российская семья». «Политику Минобразования кроме как несовершенной назвать нельзя», — заявил сенатор. В то же время парламентарий призвал не драматизировать ситуацию, а находить пути решения проблемы. «Не надо все время говорить, что русская культура, искусство и литература погибают, а историю и русский язык наши дети и подростки не учат. Одним стоном ситуацию не исправишь, нужны действия», — подчеркнул Николаев и в качестве одной из мер для повышения уровня образования предложил создать специальную структуру, ответственную за контроль чистоты русского языка. «России нужна специальная государственная структура, которая бы занималась чистотой русского языка», — считает политик. При этом он с возмущением отметил, что «власть не препятствует внедрению в русский язык заморских слов». «Разве наш язык настолько беден, что мы не можем подобрать синоним иностранному слову? Зачем мы продолжаем „засорять“ русский язык, который составляет основу русской культуры?», — недоумевает сенатор. Касаясь результатов ЕГЭ по литературе, М. Николаев призвал профильные ведомства еще раз проанализировать «саму систему ЕГЭ и задаваемые на экзаменах вопросы».
Школьная программа по литературе требует доработки, уверен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам, охране окружающей среды и экологии, представитель в СФ от администрации Костромской области Василий Дума. «Школьную программу по русской литературе настолько „ужали“, что детям по ней практически нечего изучать», — заявил сенатор и поделился воспоминаниями об учебном процессе своего школьного времени. «В мое время мы читали всех русских классиков, писали по прочитанному сочинения, изложения, придумывали литературные викторины, учили большое количество стихов, поэтому наше поколение знает русскую литературу, хорошо владеет русским языком и ценит русскую культуру», — рассказал парламентарий.
Нынешняя же программа по литературе, по словам Думы, «очень поверхностна, поэтому ни о каких серьезных знаниях учащихся по этому предмету говорить нельзя, что и высветил недавний ЕГЭ по литературе». Все происходящее сенатор связал с политикой, «которую проводит государство в отношении русской культуры». «Если так будет продолжаться и дальше, то со временем русская культура вообще канет в Лету», — заключил В. Дума.
Вице-спикер Госдумы, первый заместитель фракции КПРФ Иван Мельников убежден, что воспитание подрастающего поколения перестало быть основной функцией российского образования. «Сегодня культивируется общество потребления, пропагандируются ценности индивидуализма, эгоизма, но русская классическая литература, вся ее история, традиции и смыслы находятся в жесткой оппозиции к такой политике», — заявил депутат. «Власти, которая признает лишь телевизионных героев, российская культура не нужна». По мнению парламентария, «решение проблемы лежит в том, чтобы вернуть приоритет воспитательной функции в систему образования на основе фундаментальных традиций русской культуры». «Фактор нравственности — единственное, что может остановить появление поколения, живущего по принципу „человек человеку волк“. Но для этого нужно менять многие государственные подходы», — заключил Иван Мельников. Русская линия