Представитель Русской Православной Церкви назвал высказывания ватиканского астронома «частным мнением отдельного человека», которое нельзя принимать за позицию Католической церкви в целом. «Данный вопрос, по моему глубокому убеждению, не имеет отношения к основной миссии Церкви, коей является спасение человеческой души», — сказал отец Игорь. По его словам, рассуждать об инопланетянах можно только «отвлеченно и умозрительно», поэтому сама постановка вопроса кажется священнику «праздным любопытством». «А о чем, собственно, речь? Вот если бы действительно был реальный факт — приземлился космический корабль и оттуда вышли инопланетяне — тогда можно было бы серьезно говорить о том, как Церковь к этому относится», — сказал священник.
Отвечая на вопрос о целесообразности подготовки к встрече с пришельцами заранее, он отметил, что сейчас человечество еще не может подготовиться к землетрясениям или цунами, которые уносят тысячи жизней, а хочет подготовиться к «каким-то фантазиям». «Почему в XIV или XV веках об этом не говорили? Это фантазия, которая взбрела в голову человеку, когда технически стало возможно воздухоплаванье. Сама эта тема обусловлена чисто техническим прогрессом, а не объективной реальностью или необходимостью», — считает отец Игорь. Он предположил, что если собрать вместе богословов — и православных, и католических — для обсуждения возможности существования инопланетян с точки зрения Церкви, то найдутся самые различные мнения. «Одни скажут: как мы можем ограничивать действия Бога?! Другие будут утверждать, что земная цивилизация является уникальным творением Божиим», — добавил он. Что касается соотношения различных теорий внеземных цивилизаций с библейским учением о сотворении и истории мира, то, напомнил он, «Библия не обязана описывать технические подробности сотворения мира». «У Священного Писания своя логика и своя цель — общение человека с Богом, приведение человека к Богу, спасение души. В Библии не говорится об устройстве молекул и атомов, о телевизоре, интернете и мобильных телефонах, которыми мы пользуемся сегодня. Библия — это не канал «Дискавери» — заключил священник Игорь Выжанов.
В свою очередь, профессор Московской духовной академии (МДА) Алексей Осипов заявил, что «с точки зрения православного богословия нет оснований говорить о возможности наличия внеземных цивилизаций, которые обладают разумом и что-то созидают». По его словам, такая позиция основана, во-первых, на том, что упоминание о внеземных формах разумной жизни «отсутствует в Новом завете». «Во-вторых, в Церкви имелось очень много людей, которые достигали высочайшей степени богоподобия и святости, и ни один из них никогда не говорил об этом, хотя об очень многих других вещах они говорили», — заметил профессор Осипов.
Кроме того, продолжил он, современная астрономия, «продвигаясь далеко вглубь Вселенной, до сих пор не нашла ни одной планеты, о которой можно было бы сказать, что там есть жизнь, подобная той, которая есть на Земле». «Есть все основания отрицать существование какой-либо внеземной разумной цивилизации», — подытожил он. Как отметил А. Осипов, Православная Церковь специально не рассматривала этот вопрос, чтобы вынести о нем определенное суждение. В то же время, по его словам, целый ряд богословов, которые занимались вопросом внеземных цивилизаций, пришли к выводу о том, что космический мир слишком богат, и в нем есть явления, которые пока неизвестны. Но с их точки зрения это явления астрономического порядка, а не духовного. Есть, по словам профессора, и другая точка зрения, которая была высказана, в частности, иеромонахом Серафимом Роузом, «очень известным иеромонахом и заслуживающим всякого уважения аскетом XX века», американцем, который сначала изучал восточную философию, «был глубоко вовлечен в поиск истины и после долгих исканий пришел к Православию». Отец Серафим допускал существование «духов, которые окружают земную планету и проникают в человеческий мир и даже воздействуют на отдельных людей или какие-то жизненные процессы». «Он говорил, что эти духи, поскольку не могут быть отнесены к духам святым, то есть к ангелам, на церковном языке называются бесами», — пояснил профессор Алексей Осипов. Русская линия
«Есть все основания отрицать существование какой-либо внеземной разумной цивилизации» Иерей Игорь Выжанов и профессор МДА Алексей Осипов прокомментировали статью ватиканской газеты «Инопланетяне — братья мои»...