Кряшены Татарстана провели Вторые «Глуховские чтения»
Научно-практическая конференция была посвящена 70-летию М.С.Глухова…
28 марта 2008 года в Казани, в Доме дружбы народов Татарстана, состоялась научно-практическая конференция, посвящённая 70-летию учёного, писателя и общественного деятеля М.С.Глухова («Глуховские чтения»), организованная Общественной организацией кряшен Республики Татарстан (ООК РТ), передаёт наш корреспондент в Казани.
Это уже вторые «Глуховские чтения», проведённые в столице республики представителями кряшенской общественности. Первые проходили почти два с половиной года назад — в ноябре 2005 года — в рамках кряшенского этнолого-религиоведческого симпозиума. По их итогам Кряшенским приходом города Казани (действующим при храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери) недавно был выпущен сборник «Этно-исторические и социокультурные проблемы самоидентификации кряшен», с которым смогли ознакомиться участники нынешней конференции. Согласно замыслу организаторов, помимо популяризации научного и творческого наследия казанского историка-кряшеноведа М.С.Глухова (1937 — 2003), «чтения» призваны широко освещать темы, связанные с историей, культурной, религиозной и общественной жизнью этого православного тюркского народа.
Открыл «Глуховские чтения» председатель оргкомитета конференции историк А.В.Фокин. Затем с приветственным словом к собравшимся обратился председатель Правления ООК РТ, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания Ак Барс» И.М.Егоров. В своей речи он особо подчеркнул большое значение конференции для всего кряшенского движения и рассказал о работе возглавляемой им республиканской организации, которой в скором времени исполнится год. Кроме того, И.М.Егоров проинформировал участников «чтений» о том, что власти Казани передали ООК РТ в аренду на сорок девять лет здание бывшего церковно-приходского училища (расположенного около Тихвинского храма), в котором планируется разместить Культурный центр кряшен.
В программу первой части конференции вошли также: торжественное награждение дипломантов Выставки народно-прикладного творчества кряшен, показ документального фильма Ангела Христова (Болгария) «Кряшените» («Кряшены»), воспоминания о М.С.Глухове, которыми поделились с участниками «чтений» его сын В.М.Глухов (зачитавший автобиографический очерк отца «Жизнь в шести словах») и председатель Казанского отделения Союза российских писателей В.С.Мустафин, а также демонстрация видеокадров из телепередач об учёном. Здесь же, в зале, где проходила конференция, была организована выставка картин, научных трудов и изданий М.С.Глухова.
Во второй части конференции прозвучали выступления её участников из числа представителей научного мира, творческой интеллигенции, преподавателей, журналистов, учащихся светских и духовных учебных заведений. Повышенное внимание привлекли к себе доклады, касающиеся кряшенской историографии и источниковедения, с которыми выступили профессор Казанского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ), кандидат педагогических наук Т.Г.Дунаева («Источники по кряшеноведению») и ведущий научный сотрудник ИППО РАО, кандидат исторических наук А.В.Фокин («К вопросу об историографии кряшен»). При этом Т.Г.Дунаева поставила вопрос о необходимости проведения масштабной работы по сбору, обобщению и систематизации источникового материала, призвав составить полную библиографию по кряшенской тематике. А.В.Фокин, в свою очередь, опираясь на тот печальный факт, что историографии кряшен до сих пор фактически не существует, указал на существующую потребность в её создании. Причём, говоря о формировании источниковой базы, он обратил внимание, в том числе, и на необходимость серьёзного изучения и систематизации миссионерской литературы, в которой, помимо чисто религиозной составляющей, присутствует и богатый материал об истории, культуре и древних традициях кряшен.
Несмотря на то, что в отличие от Первых «Глуховских чтений», нынешние не отличались столь же ярко выраженной религиозно-духовной окраской, выступления на данную тему и в этот раз заметно выделялись на общем фоне. Особой миссионерской насыщенностью отличался доклад представителя «Общины православных татар города Москвы» Е.Е.Бухарова («История формирования кряшенской этнической общности»). Кроме него, на конференции с докладом на тему «Особенности тюркского православия» выступил слушатель Перервенской духовной семинарии (г. Москва) Д.Пахомов. Оба столичных гостя прекрасно ориентировались в кряшенской проблематике и сумели привлечь к себе внимание аудитории не только благодаря своим выступлениями, но и непосредственному общению со многими участниками конференции. Желающие могли ознакомиться также с выпущенным в 2007 году издательством храма пророка Даниила на Кантемировской (г. Москва) «Православным молитвословом на татарском языке».
Учитывая, что в этнической истории кряшен одним из наиболее актуальных по-прежнему остаётся вопрос развития краеведения и истории кряшенских населённых пунктов, на конференции прозвучал также ряд выступлений и по этой тематике. Так, например, аспирант Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г.Жиганова В.М.Васильев сделал сообщение на тему «Из истории кряшенского села Поповка», а журналист и краевед М.П.Апушев — «О прошлом и сегодняшнем дне деревни Альведино».
Было также озвучено немало ранее не известных фактов об известных деятелях прошлого, внёсших значительный вклад в развитие кряшенского народа. Так, научный сотрудник Института татарской энциклопедии АН РТ, кандидат филологических наук А.М.Ахунов в своём выступлении на тему «Новые архивные сведения о поэте Якове Емельянове» сообщил любопытные данные о жизни и деятельности этого духовного питомца Н.И.Ильминского, учителя Казанского «Братства Святителя Гурия» и православного священника, ставшего первым кряшенским поэтом. Весьма интересными представляются также выступления аспирантки Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г.Жиганова А.Т.Ильясовой («С.В.Смоленский как духовный просветитель кряшен») и писателя И.Ф.Сирматова («Академик А.В.Кибяков: жизнь и научная деятельность»).
Немалое место занимали на конференции и выступления культурологического и историко-искусствоведческого характера: к примеру, ведущего научного сотрудника ИЯЛИ АН РТ, доктора филологических наук Ф.С.Баязитовой («Проблемы изучения лингвофольклористики кряшенских говоров»), преподавателя КГУКИ О. Степановой («Специфика взаимодействия танцевальных культур народов Поволжья»), старших научных сотрудников ИЯЛИ АН РТ — кандидата филологических наук О.Н.Бятиковой («О кряшенских архаизмах в татарских словарях») и кандидата искусствоведения Г. М.Макарова («Кряшенские гусли: вопросы изучения и возрождения»), а также художника по моделированию национального костюма В.П.Максимовой («Круглый платок» у кряшен и особенности его элементов").
Кроме этого, на конференцию были заявлены доклады и сообщения: заведующего отделом этнической политики УВВП Президента РТ, кандидата исторических наук В.В.Никифорова («Из опыта взаимодействия властных структур и общественных организаций кряшен»), учительницы истории лицея N 145 г. Казани Л.В.Алексеевой («Из истории создания Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины Мамадышского уезда Казанской губернии»), научного сотрудника Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург), магистра религиоведения Е.В.Баркаря («Проблемы изучения народной религиозности кряшен»), старшего научного сотрудника Российского института истории искусств (г. Санкт-Петербург), доцента Астраханского государственного университета, кандидата исторических наук В.М.Викторина («Кряшены-нагайбаки и другие тюркские этносы Поволжья и прилегающих пространств»), кандидата искусствоведения Н.Ю.Альмеевой («О задачах издания антологии песен татар-кряшен»), аспиранта Института этнологии и антропологии РАН (г. Москва) И.В.Севастьянова («Кряшены: этническая и религиозная идентичность») и других. Однако, к сожалению, в силу различных обстоятельств, они на конференции не прозвучали. Тем не менее, как обещают организаторы Вторых «Глуховских чтений», тезисы всех этих выступлений будут опубликованы в планирующемся к изданию сборнике материалов конференции. Русская линия