По мнению петербургского востоковеда Гумера Исаева, предложение ввести нормы шариата в судебную практику Великобритании является политической игрой…
«По всей видимости, заявление архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса свидетельствует о некой внутренней политической игре, которую он ведет вместе с премьер-министром Гордоном Брауном. Конечно, Брауну интересно знать, каким образом использовать мусульманский электорат. Характерно, что это заявление сделал не лично Браун, а человек, не обладающий властью, но имеющий авторитет в религиозных кругах. В принципе это удачный способ апробации подобной информации в общественном мнении», — заявил в интервью «Русской линии» востоковед, редактор Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, к.и.н. Гумер Исаев, комментируя предложение архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса по частичному введению законов шариата в судебную практику Великобритании. Вчера же стало известно о том, что премьер-министр Великобритании Гордон Браун поддержал эту инициативу.
По мнению Гумера Исаева, инициатива архиепископа «не более чем пиар-акция, причем неизвестно кого — может, даже не Брауна». «Очевидно, что это решение не британского правительства, и тем более не тот план, который будет реализован в случае прихода Брауна к власти. В данном случае это не более чем политические спекуляции, на которые не стоит поддаваться». Востоковед утверждает, что заявление архиепископа носит «популистский характер и не имеет под собой серьезных оснований». «Кроме того, церковь в Великобритании давно отделена от государства, и поэтому высказывания пусть даже авторитетных и уважаемых иерархов и представителей церкви не имеют никакой политической силы. Поэтому, мне кажется, что это все спекуляции со стороны политиков и СМИ, — сказал эксперт. — Эти заявления не будут иметь каких-либо последствий и реальных практических действий. Совершенно не понятно, чем руководствовался архиепископ. Здесь видимо надо глубже копать для того, чтобы понять, почему именно он выразил такое мнение. В конце концов, любые публичные выражения, которые имеют резонанс, причем политический, — ведь даже Иран отреагировал на это заявление, — имеют какую-то подоплеку. Может быть, между Брауном и архиепископом Уильямсом есть некая договоренность о том, что это заявление должно было быть озвучено», — предположил ученый.
Он считает, что предложение Уильямса никак не связано с увеличением количества мусульман в Европе. «На самом деле количество мусульман в Европе относительно небольшое, оно не превышает 8−10% европейского населения. Хотя заявление архиепископа вызвало определенный резонанс в европейской среде, но, справедливости ради, скажу, что все подобные дела и процессы, связанные с традиционной исламской одеждой, я имею в виду, прежде всего, недавний скандал во Франции вокруг хиджаба, а также карикатурный скандал, — все это, по большему счету, элементы большой игры, которая введется между различными группами за влияние и контроль или, наоборот, подавления интересов мусульманских общин в Европе. Европейцам нечего опасаться — эти скандалы не свидетельствуют об их слабости. Кроме того, кому, как не бывшей Британской империи, имеющей богатый колониальный опыт, не знать, каким образом использовать подобные сюжеты в своей политике», — отметил Г. Исаев.
Востоковед также считает, что инициатива архиепископа не свидетельствует об усилении влияния исламского фактора в Европе. «Если бы исламизация в Великобритании реально имела место, эта страна вела бы себя совершенно иначе в вопросах по отношению к Ираку, не принимала бы участие в этой войне, хотя британские мусульмане были категорически против участия Англии в этой бойне. Но они ничего не смогли сделать: Англия все равно приняла участие в войне в Ираке, а сейчас фактически поддерживает позицию США против Ирана. В действительности, в важных для мусульманского мира вопросах мусульманская общественность в Великобритании не имеет столь большого влияния. В этой стране нет единого политического движения, не существует, как в Великобритании, так и в Европе, единых мусульманских политических структур. У европейских мусульманских организаций нет политических целей. Они также мучаются выбором, какую политику им проводить, — либо политику внедрения в общество, политику ассимиляции под мусульманскими лозунгами, либо политику, нацеленную на построение собственной идентичной культуры в европейских государствах. Поэтому политически эти движения разрозненны», — утверждает ученый.
«В целом, мне кажется, что заявления об усилении исламского фактора в европейской политике являются спекуляциями некоторых европейских правых, которые говорят, что существует угроза исламизации Европы, которая вот-вот наступит, что Собор Парижской Богоматери может превратиться в мечеть. Их утверждения слишком явно преувеличены», — заключил Гумер Исаев.
Отметим, что другой петербургский ученый, политолог, доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев в интервью «Русской линии» сказал, что исламизация Европы — свершившийся факт. Русская линия
Заявления об исламизации Европы спекулятивны По мнению петербургского востоковеда Гумера Исаева, предложение ввести нормы шариата в судебную практику Великобритании является политической игрой...