Архиепископ Филарет: К людям нужно относиться с любовью
Пензенский владыка призвал не делать врагов из ушедших под землю сектантов…
«К тем, кто обрек себя на добровольное заключение, мы относимся в первую очередь с любовью, — заявил архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет, комментируя уход сектантов под землю в деревне Погановка Бековского района Пензенской области, сообщает Правая.Ru. «Сейчас я послал им уже второе письмо, в котором пишу, что они являются частицей Церкви Божией. Пензенская епархия крайне озабочена и обеспокоена их положением. Мы не делаем из них врагов, они православные люди», — заявил владыка. В связи с этим архиепископ Филарет считает, что вина за этот инцидент в первую очередь лежит на Пензенской епархии и на нем лично.
По мнению же наместника Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия, «отсутствие ясно выраженной общецерковной точки зрения приводит к тому, что многие люди пребывают сейчас в недоумении и даже в смятении. Некоторые, поддавшись паническим настроениям и под влиянием неразумных духовников, бросают работу, продают дома и квартиры, уходят в леса или горы. Это реальность наших дней. Рядовые миряне и иноки стали жертвой наших разномыслий. Архипастыри, старцы, известные священники высказывают совершенно противоположные суждения. В одном известном монастыре не причащают принявших номер, в другом, не менее известном — отлучают от причастия за отказ от ИНН».
В свою очередь, известный православный миссионер диакон Андрей Кураев считает, что «происходящая на наших глазах трагедия в Пензе — это черная метка, посланная церковному учительству, а церковное учительство — это и церковные журналисты, и богословы, и духовенство, и епископат. Это «двойка» нам за нашу бездеятельность перед лицом этой страшной угрозы. Поражает контраст между тревогами прихожан, изрядной части монашества и части приходского духовенства с неизменно-юбилейным благодушием церковных верхов. Поражает несоответствие между многократно, постоянно декларируемой тревогой низов и крайне редкими реакциями со стороны церковного «официоза». Озабоченность, которую разделяет большое количество прихожан и даже духовенства, никак не становится болью епископата нашей Церкви. Свое нежелание систематически выступать с обличениями иннэнисткой идеологии архиереи объясняют нежеланием привлекать внимание к проблеме, верой в то, что однажды сказанного весомого архипастырского слова достаточно, что, в конце концов, это же очевидная глупость. Тут считается, будто пастырски мудрым будет потерпеть, не обращать на это внимания, не озлоблять этих людей, не вести с ними полемику. Это очень странная надежда на то, что проблема сама собой рассосется. На самом деле эта «раковая опухоль» только расползается из года в год, калеча души..».
Отец Андрей отметил, что ситуация с сектантами в Погановке показывает, как «маргинальные глупости могут реально травмировать человеческие судьбы. И поэтому, хотя бы ради христианского милосердия надо понудить себя заинтересоваться этими реальными народными верованиями, а не утешаться изданием и чтением высокоинтеллектуальных книг церковной традиции. Надо заметить эту низовую религиозность, ее катастрофическое отстояние от реального и высокого святоотеческого учения Церкви. Нужны серьезные и систематические усилия для того, чтобы эту пропасть преодолеть. Пока же у нас, в какую церковную лавку при монастыре ни зайдешь, перед твоими глазами — целые полки с книгами об антихристе, но практически нельзя найти в нашей церковной книготорговле книг о Христе. Предметом внимания, обсуждений, мысли, жизни у огромного количества людей становится именно антихрист, а не Христос. Но всякий раз, когда такого рода утрата христоцентричности и концентрация внимания на апокалипсисе, поиске антихриста встречалась в церковной истории, она приводила к катастрофам..». Русская линия