Митрополит Кирилл: Совместное произнесение «Отче наш» не подрывает единства Церкви
Председатель ОВЦС МП дал свою трактовку православного канона о запрете молитвенного общения с инославными…
Канон о запрете молитвенного общения с инославными и «так называемыми еретиками» — это «очень правильный канон, его ни в коем случае нельзя редуцировать, снимать с повестки дня», однако в «современной межхристианской ситуации» его применение не всегда корректно, заявил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, выступая 16 ноября на круглом столе «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии». Реплика главы ОВЦС МП о молитве с инославными прозвучала в контексте обсуждения проблемы присоединения инославных к Православию и была вызвана той «озабоченностью, которая высказывается людьми в отношении так называемых совместных богослужений», передает Благовест-инфо.
Митрополит Кирилл отметил, что главная цель этого канона в том, что он «предотвращает разрушение Церкви». «Цель канона в том, чтобы избежать мимикрии. Раскол всегда мимикрирует под истинную Церковь, а если люди молятся вместе, создается иллюзия единства. Для того чтобы ясно сказать, что раскол губителен, с раскольниками и еретиками не молились и не молятся. Именно путем канона нужно изолировать эту опасную для единства Церкви группу от церковного общения», — пояснил владыка. И сейчас, по мнению главы ОВЦС, данный канон не утратил своей важности, например, он «в полной мере работает по отношению к раскольникам на Украине».
Однако этот же канон, по словам митрополита Кирилла, не работает в условяих современной межхристианской ситуации, так как угроза для единства Церкви здесь отсутствует. «Допустим, отношения Православных Церквей и католической, Православных Церквей и протестантских церквей на уровне международных организаций полностью исключают эту опасность, потому что ни о какой мимикрии речи не идет. И опасность того, что совместная молитва, скажем, произнесение „Отче наш“ (я не говорю о совместном богослужении), подорвет единство Церкви — эта опасность не работает сейчас. Поэтому люди собираются и говорят: „Давайте вместе помолимся“, но не для того, чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад, а для того, чтобы помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены», — объяснил владыка.
Подытоживая, он подчеркнул, что является сторонником «очень строгого исполнения» этого канона «в тех ситуациях, ради которых он был сформулирован, то есть когда необходимо защитить единство местной христианской общины». Именно поэтому митрополит Кирилл «категорически против молитв сегодня с раскольниками на Украине, потому что это действительно мимикрия, которая будет разрушать церковное единство». Однако он считает допустимым молитвенное общение в ситуациях, не угрожающих единству Церкви. Вместе с тем, глава ОВЦС подчеркнул, что это общение возможно для православных только «с благословения священноначалия и не по принципу самостийности». «Человек не должен сам определять меры своего участия в молитве с другими. Он должен следовать пастырским указаниям своей Церкви», — заявил владыка, порекомендовав обращаться к «очень хорошим руководящим указаниям», которые даны в документе, принятом Архиерейским собором в 2000 г, об отношении к инославию.
Напомним, что круглый стол на тему «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии» состоялся в рамках V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». В дискуссии приняли участие священнослужители и миряне Русской Православной Церкви, представители научной интеллигенции из Австрии, Болгарии, Германии, Греции, Сербии. Они имели возможность поделиться опытом христианского служения, обсудить актуальные вопросы церковной жизни. В декабре 2007 года состоится пленум по итогам данной конференции и выявленным в ходе ее работы важным вопросам, которые затем будут представлены Священному Синоду Русской Православной Церкви. Русская линия
Митрополит Кирилл: Совместное произнесение «Отче наш» не подрывает единства Церкви Председатель ОВЦС МП дал свою трактовку православного канона о запрете молитвенного общения с инославными...