Эксперты прогнозируют, что вследствие этого ожидается очередной скачок потребительских цен на продукты питания…
Россия столкнулась с нехваткой бензина. Оптовые цены на него растут опережающими темпами полтора месяца. Еще немного, и на АЗС стоимость топлива вырастет на 15−20%, сообщает деловая газета «Ведомости». Депутаты просят вмешаться премьера Виктора Зубкова, а Федеральная антимонопольная служба готовится запросить у крупных нефтяных компаний сведения о структуре их сбыта топлива. От подорожания бензина до очередного скачка потребительских цен — один шаг. А это значит, что у правительства появился еще один фактор, значительно осложняющий борьбу с инфляцией.
За прошлую неделю с 30 октября по 6 ноября цены на бензин уже выросли на 0,4%, что является рекордом с начала года. Оптовые цены растут намного быстрее — за тот же период на 1,7%. Всего же с конца сентября дизтопливо подорожало на 13,2%, бензин А-80 — на 4%, А-92 — на 8,6% и А-95 — на 5,8%. В ближайшее время розничные цены будут наверстывать отставание от оптовых, уверяют эксперты.
Ситуация на рынке, как рассказал «Ведомостям» владелец одной из независимых сетей АЗС, — угрожающая. По его словам, «высокооктановыми бензинами мы уже торгуем в ноль, а дизелем — в минус». При этом на рынке острый дефицит топлива, распродаются его остатки. «Вертикально-интегрированные компании, занимающие 85% оптового рынка, говорят нам, что топливо у них есть только для своих сетей», — возмущается он. Это сознательная политика, направленная на выдавливание независимых торговцев. В убыток себе, говорит он, торговать никто не будет. Если до 20−25 ноября оптовые цены не снизятся, придется либо существенно — на 1,5−2 руб./л — поднимать цены, либо закрывать АЗС.
«Газета GZT.ru» сообщает, что ситуацией уже обеспокоились в Госдуме и хотят привлечь внимание правительства. Председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев в понедельник обратился к премьер-министру Виктору Зубкову с письмом, в котором выразил обеспокоенность депутатов складывающейся тенденцией роста средневзвешенных цен на нефтепродукты. Как говорится в сообщении пресс-службы комитета, депутат попросил предоставить информацию о принимаемых правительством страны мерах по стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов. «По имеющимся оценкам, скачок цен на нефтепродукты обусловлен, с одной стороны, временным дефицитом мощностей нефтеперерабатывающих заводов и, с другой стороны, резким увеличением внутренних цен на сырую нефть в начале ноября. Последнее же связано с повышением уровня налоговой нагрузки на нефтегазовые компании в условиях роста мировых цен на нефть», — отмечается в пресс-релизе.
Федеральная антимонопольная служба готовится запросить у крупных нефтяных компаний сведения о структуре их сбыта топлива. Эти меры предприняты в ответ на жалобы ряда региональных независимых трейдеров нефтепродуктов. Однако эксперты и региональные чиновники, опрошенные РБК daily, сомневаются, что ситуацию может исправить вмешательство государства.
Начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Александр Пироженко, выступая вчера на VI всероссийской конференции «Рынок нефтепродуктов и нефтехимии в Российской Федерации», назвал угрожающей тенденцией укрупнение вертикально интегрированных компаний, добавив, что это приводит к сокращению доли независимых компаний на рынке нефтепродуктов. ФАС, по его словам, волнует уровень добычи нефти, переработки и реализации нефтепродуктов, и ведомство намерено разработать систему мер для стимулирования конкуренции, в том числе радикальных. От дальнейших пояснений и указаний сроков таких санкций он воздержался.
Чиновник сказал, что ФАС уже обратилась к нефтяным компаниям в связи с сентябрьским ростом цен на нефтепродукты, особенно существенным в Центральном регионе России. Он отметил, что скачок произошел на фоне ожидания роста экспортной пошлины, сокращения производства топлива из-за плановых ремонтов на ряде нефтеперерабатывающих заводов, но не исключил и варианта с «недобросовестным поведением нефтетрейдеров».
Менеджер одной из крупных нефтяных компаний говорит, что время от времени в ряде регионов, особенно там, где у нее существенная доля на рынке, приходится сталкиваться с претензиями независимых трейдеров. Однако первоочередное право на покупку топлива все равно остается за собственными заправками компании, что позволяет влиять как на цену топлива, так и на его оборот.
«Ни региональные власти, ни ФАС не имеют реальной возможности воздействовать на политику цен на нефтепродукты. Государством цены не устанавливаются, а лишь отслеживается рыночный механизм их формирования», — цитирует РИА Новости слова руководителя УФАС по Томской области Владимира Шевченко, где цены на бензин, согласно данным госстатистики, в октябре-ноябре выросли на 5%.
В свою очередь, исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что крупным нефтяным компаниям не нужен свободный рынок нефтепродуктов, поскольку многие из них создали региональные монополии, которые определяют ценовую политику на нем. «Цены на бензин диктуются ценами на нефть на мировых рынках, а в условиях роста цен на сырье выгоднее экспортировать его, а не поставлять на внутренний рынок», — поясняет эксперт. Таким образом, топлива не хватает даже для поставок на собственные заправки вертикально интегрированных компаний, ведь нефтеперерабатывающие заводы выпускают в свободную продажу лишь имеющиеся у них излишки продукции. Эксперты отмечают, что дефицит топлива на внутреннем рынке стимулирует рост цен на бензин в розницу, что в свою очередь грозит подорожанием и других товаров потребительской корзины.
Напомним, что в интервью «Русской линии» ректор Уральского института бизнеса им. И.А.Ильина священник Александр Миняйло, касаясь причин осеннего роста цен на хлеб, отметил, что он обусловлен, в первую очередь, подорожанием нефтепродуктов. «Процент стоимости муки в себестоимости хлеба составляет максимум 10 процентов, и поэтому все затраты на хлебобулочные изделия — это транспортные расходы, а они связаны с ценами на нефть», — отметил эксперт. Русская линия