В России начался ажиотажный спрос на продовольствие
Эксперты полагают, что народ опасается нового роста цен…
Попытка регулировать цены на продовольствие соглашениями компаний о замораживании цен дала в России сигнал к ажиотажному спросу. Дистрибьюторы и производители зафиксировали двух-трехкратный рост спроса на «замороженные» позиции, в том числе растительное масло, а также товары, не вошедшие в список, — мясные, молочные, рыбные и плодоовощные консервы. Ажиотаж провоцируют и покупатели, и магазины, которые тоже закупаются впрок — в ожидании нового роста цен. Произойти это может еще до конца нынешнего года, предупреждают опрошенные «Коммерсантом» эксперты.
Потребительские ожидания уже подкрепляются ростом цен, причем подорожание началось во всей отрасли: растут оптовые цены на овощные консервы (+10−15% с уровня конца лета 2007 года), кондитерские изделия (+7%), молочную продукцию (+20%), масло-жировую группу (+40%), бакалейные товары (+20%), сообщает Newsru.com.
«В ожидании дальнейшего роста цен потребители стараются закупить их впрок, — говорит глава компании „Царь-Град“ Дмитрий Алефанов. — По ряду позиций — подсолнечное масло, консервы, мука, крупы — эта тенденция особенно заметна». «Перед нами сейчас наглядно разворачивается модель так называемой инфляции ожиданий, — поясняет главный экономист инвестбанка „Траст“ Евгений Надоршин. — Известно, что цены будут временно заморожены. Часть продуктов, на которые были заморожены цены, — продукты длительного хранения: срок годности 1,5-процентного молока и растительного масла составляет полгода. Но действие соглашения, подписанного ритейлерами и производителями, на такой срок не распространяется — население, естественно, начинает закупать эти товары впрок, не дожидаясь, когда цены на них отпустят».
Полные масштабы продовольственного ажиотажа можно будет оценить лишь через несколько недель. Однако, как указывает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, если спрос будет усиливаться, соглашение между производителями и ритейлерами о замораживании цен на базовые продукты «будет пересмотрено».
При этом производители и дистрибьюторы подчеркивают, что повышенный спрос генерируют не только потребители, но и сети. «В ожидании подорожания консервы берут как потребители, закупающие продукты впрок по низкой цене, так и сети — чтобы впоследствии извлечь более высокую прибыль», — говорит директор департамента развития группы «Эрконпродукт» Евгений Золотайкин. «Не исключаю, что в сегодняшней ситуации розничные торговцы, чтобы избежать дефицита товара на полках в пиковые месяцы — ноябре-декабре, изменили закупочную политику», — говорит глава компании «Внешэкономпрод» Александр Попов. При этом ритейлеры федерального уровня подтвердить информацию о том, что они увеличили закупки, отказались. В пресс-службах «Седьмого континента», X5, «Копейки» и других заявили, «что все закупки ведутся в обычном режиме и ажиотажа нет».
В российском правительстве были вынуждены признать, что опережающий рост цен в этом году на продовольствие (равно как и на другие товары, например, стройматериалы) обусловлен не только внешними, но и внутренними факторами. Причем один из них — слишком быстрый рост доходов населения.
В предвыборный год власти пошли на существенное ослабление бюджетной политики, отмечает «Время новостей». Глава МЭРТ Эльвира Набиуллина заявила, что «правительство, в первую очередь Минфин и Центробанк, внимательно следит за тем, чтобы рост бюджетных расходов не переходил ту планку, за пределами которой они начинают сказываться на инфляции». А вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин подчеркивал ранее, что увеличение доходов россиян в некоторой степени стимулировало рост цен, так как население «было готово покупать продовольствие по более высоким ценам». По его мнению, для сдерживания инфляции нужно увязать рост доходов населения с производительностью труда, а также ограничиться уже принятыми социальными мерами поддержки малоимущих.
По мнению известного экономиста, депутата Госдумы Сергея Глазьева, замораживание цен — мера вполне разумная в сложившихся условиях, но недостаточная. «Необходим комплекс мероприятий, направленных, прежде всего, на обеспечение добросовестной конкуренции и открытости этого рынка», — отметил он. Одной из главных причин роста цен в нашей стране также является глобальный их рост в мире. Этот фактор напрямую влияет на российские ценники, ведь Россия, по данным Минфина, импортирует от 20% до 40% потребляемых продуктов питания. Русская линия